Нигерийский нефтеперерабатывающий завод в Данготе будет введен в эксплуатацию уже на этой неделе. Это хорошие новости для страны, которая хоть и является одним из ведущих производителей нефти в Африке, но вынуждена полагаться на импорт топлива.
Для правительства новый НПЗ с мощностью в 650 тыс. б/с — это ответ на постоянный дефицит топлива с февраля этого года.
Но есть проблема. И она даже не в том, что НПЗ строили с опозданием (и удорожанием проекта с $12-14 млрд до $19 млрд), из-за чего завод заработает на 50-70% от максимальной мощности только в 2024-м. Проблема в нехватке сырья — нефти.
Постоянные аварии и воровство нефти при ее транспортировке бьют по отрасли все сильнее. В апреле уровень добычи в Нигерии упал на почти 1 млн б/с. Это повлияет на обязательства госкомпании NNPC выполнять соглашение о поставках НПЗ в Данготе 300 тыс. б/с.
NNPC, владеющая 20% акций НПЗ, имеет СРП с Exxon, Shell и Eni и право на часть сырой нефти, которую она также обменивает с трейдерами на бензин и дизельное топливо. Похоже, все идет к тому, что новый НПЗ в Нигерии будет использовать не только нефть из своей страны, но и закупать ее у Trafigura и Vitol.