Posted 19 мая 2023,, 10:22

Published 19 мая 2023,, 10:22

Modified 19 мая 2023,, 11:08

Updated 19 мая 2023,, 11:08

На какие рынки уходят российские нефтепродукты?

19 мая 2023, 10:22
В условиях эмбарго и потолка цен экспорт топлива из РФ меняет привычные для себя маршрут — где получится закрепиться?

5 февраля вступило в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов на ключевой для Москвы рынок — европейский, на который приходилось более 40% продаж. По тогдашним оценкам МЭА, экспорт нефтепродуктов из РФ в 2022 году составлял 2,85 млн б/с (примерно 142 млн т за весь год), из них на страны Евросоюза приходилось 1,2 млн б/с.

Учитывая это, а также эмбарго ЕС на поставки российской нефти от 5 декабря 2022-го и «потолок» цен, власти РФ в конце 2022 года приняли решение в ответ на это запретить экспорт черного золота и продуктов его переработки в страны, которые присоединятся к ценовому потолку.

Очевидно, что логистика поставок топлива в мире из-за этого претерпела серьезные изменения и больше всего они затронули маршруты для танкеров, отправляющихся именно из России. При этом, как утверждаются в майском отчете МЭА, российские компании в целом не страдают от жесткой нехватки покупателей после потери европейского рынка. В докладе агентства говорится, что российский экспорт сырой нефти и нефтепродуктов вырос в апреле до максимума после начала СВО в 2022-м — до 8,3 млн б/с. Для сравнения: в 2022 году Россия ежедневно в среднем продавала около 7,7 млн б/с, а в 2021 — 7,5 млн б/с.

Однако следует оговориться, что в апреле этого года рост экспорта коснулся конкретно поставок нефти, которые увеличились на 250 тыс. б/с. А вот объем продаж нефтепродуктов, уверяют в МЭА, снизился в месячном выражении на 200 тыс. б/с. Для сравнения: в февральском отчете агентства говорится, что в январе 2023-го объем экспорта нефтепродуктов из РФ составлял 3,1 млн б/с (почти не изменился по отношению к декабрю 2022-го).

Более того, если «теневой флот», учитывая рост закупок российской нефти со стороны Индии, КНР и других стран, справляется, то с поставками топлива все сложнее. Пока нет четкого понимания, хватает ли в полной мере судов для «обновленной» логистики такого типа грузов.

Нефтепродуктов меньше не стало, а значит, продажи идут

В 2021 году, когда российские НПЗ перерабатывали около 5,6 млн б/с, из которых 2,85 млн б/с поставлялись на международные рынки, включая 1,1 млн б/с дизтоплива, 650 тыс. б/с мазута, 500 тыс. б/с нафты, 350 000 б/с бензина и авиационного топлива, а также 280 тыс. б/с вакуумного газойля. В 2022 году изменения по объемам не претерпели каких-то тектонических сдвигов. К примеру, по данным ЦДУ ТЭК, в июне 2022 года нефтепереработка РФ составляла 5,5 млн б/с. Если же брать общий показатель за весь год, то по словам вице-премьера РФ Александра Новака, в 2022 году в России объем нефтепереработки снизился на 3%, до 272 млн т.

В феврале 2023 года объем переработки нефти в РФ уменьшился на 9,8% по сравнению с январем и составил 22,2 млн т (данные Росстата). Однако после этого наметился рост производства. В марте 2023 года, когда на НПЗ в России, как правило, проводят сезонный ремонт, пропускная способность заводов выросла почти на 10% в годовом исчислении, до 24,1 млн т (с 22,0 млн т в марте 2022-го). В итоге за I квартал 2023 года объем переработки нефти в РФ составил почти 70 млн т, что почти на 1% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

В итоге в 2022 году было незначительное снижение производства нефтепродуктов, а за прошедшие месяцы 2023-го намечается даже определенный рост. Учитывая тот факт, что в стране потребляется нефтепродуктов около 3 млн б/с, логично предположить, что примерно 2 млн б/с, а скорее всего даже больше, все также идет на экспорт, т. е. несмотря на изменение маршрутов Россия все же находит покупателей для продуктов переработки нефти. Впрочем, не стоит считать, что дается это так просто. Все-таки за 2021 год, когда еще не было эмбарго со стороны ЕС, РФ экспортировала 144 млн т нефтепродуктов, из которых, по данным ЦДУ ТЭК, 88 млн т ушло в Европу, 6 млн т — в Северную Америку, 20 млн т — страны АТР.

Когда страны G7, Европейский союз и Австралия 5 февраля прекратили закупать все российские нефтепродукты, поставляемые морем, компаниям из РФ пришлось искать новых покупателей, по сути, для более чем половины своих экспортных объемов. Пока что это удается, хотя динамику всех поставок за последние месяцы показать в цифрах крайне сложно, поскольку многие поставки либо не афишируются, либо имеют сложную логистику с перегрузкой в разных портах и с судна на судно. Однако общая картина и отчеты от МЭА показывают, что в целом российские нефтепродукты находят себе место на новых или непривычных для них рынках.

Куда идет российский груз?

По данным МЭА, в апреле этого года экспорт нефтепродуктов из РФ составил 3 млн б/с. Среди основных покупателей были Турция, Китай и Индия, ближневосточные и африканские страны, включая Саудовскую Аравию, а также Сингапур и Малайзия из АТР.

Динамика роста поставок российских нефтепродуктов на разные рынки носит несколько хаотичный характер. Где-то увеличение исчисляется в десятках процентов, а где-то объемы удваиваются или утраиваются. К примеру, в марте поставки из РФ в Того достигли 973 млн т, а ведь еще в ноябре 2022-го африканская страна вообще не покупала нефтепродукты у компаний из России.

В Марокко импорт российского дизтоплива в январе составил 2 млн баррелей, хотя за весь 2021-й объем составлял примерно 600 000 баррелей. Удвоили объем закупок и Египет с Алжиром. Тунис вообще утроил аппетит. Страна закупила у РФ в феврале 2023 года почти 77 тыс. баррелей российского газойля и дизтоплива в сутки. Для сравнения: в январе этого же года — 20 тыс. б/с, в декабре 2022-го — 25 тыс. б/с. К слову, увеличение импорта в Тунис и Марокко удивительным образом совпало с ростом их собственного экспорта нефтепродуктов.

Важным покупателем российских нефтепродуктов становится даже Бразилия, которая импортировала в апреле 160 тыс. б/с. Весной этого года, судя по данным Refinitiv и Kpler, российское топливо все чаще идет в Латинскую Америку. Только за первые 3 недели марта 2023-го Бразилия закупила у РФ 240 тыс. т дизтоплива. Это четверть бразильского импорта, по сравнению с 12% в феврале и менее 1% в прошлом году. В апреле, согласно наблюдениям Refinitiv, из Приморска в порт Гуаякан (Чили) вышло 2 танкера с 73 тыс. т дизельного топлива. В итоге за январь–апрель из России в Латинскую Америку ушло примерно 1,5 млн т нефтепродуктов. Для сравнения: за весь 2022-й объем составил 211 тыс. т.

Где наилучшие перспективы?

Все эти данные в отчетах МЭА трудно назвать полностью достоверными. Какие-то объемы нефтепродуктов несколько раз перегружались, какие-то удерживались в портах, чтобы отправиться дальше, причем уже в рамках работы «теневого» флота и т. п. Важно понимать, что дизель и бензин в той же Африке — новом для российского топлива рынке — потребляются в гораздо меньших объемах, чем в Китае или Европейском союзе. В то же время перспектив у российских нефтепродуктов в других частях планеты, возможно, еще меньше. Индия — рынок, где и своих нефтеперерабатывающих мощностей достаточно. Даже если работать там на перспективу по схеме своповых операций или близким к ним, то определенный успех действительно может быть. Но лишь до тех пор, пока «индийское» топливо Европа будет выкупать в тех же объемах, что и в последние годы. А если она все же продолжит, пусть и в ущерб своей же экономике, пересаживаться на электромобили? Если ЕС будет покупать у Индии меньше моторного топлива, а Нью-Дели, разумеется, для внутреннего рынка допустит сначала свои НПЗ, а потом уже российские компании? Куда в таком случае девать нефтепродукты из РФ? С КНР все еще сложнее просто потому, что в стране огромными темпами увеличиваются мощности по нефтепереработке — строятся новые объекты, модернизируются уже действующие. Чего только стоит запущенный в прошлом году комплекс Shenghong Refining& Chemical с мощностью переработки нефти в 16 млн т в год.

В беседе с «НиК» председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, профессор, доктор экономических наук Тамара Канделаки рассказала, что африканские страны — это рынок, на который российские нефтепродукты могли бы заходить в перспективе и увеличивать объемы поставок, но есть очень много нюансов.

«Сейчас идет увеличение экспорта в Латинскую Америку, но там и своих игроков на рынке хватает. Конкурировать с ними РФ может, но лишь ситуативно. Играет большую роль огромное логистическое плечо, из-за которого ДТ или бензин из России там будут „золотыми“.
Поставки на Ближний Восток, вполне вероятно, имеют смысл лишь в качестве транспортного хаба, т. е. с целью дальнейшей перепродажи нефтепродуктов на другие рынки. К примеру, в тот же Алжир можно в перспективе отправлять моторное топливо. Но при этом нужно понимать, что там и свои НПЗ есть, и транспорт использует в большом количестве газомоторное топливо. Алжир в принципе может согласиться на покупку российских нефтепродуктов по выгодным для его внутреннего рынка ценам, но только ради того чтобы свой продукт отправлять на экспорт (хотя бы в ту же Европу). Правда, тогда встает вопрос, насколько выгодной такая цена будет самим российским компаниям»,

— говорит эксперт.

В Азии можно было бы присмотреться к Пакистану. Но, как отметила Тамара Канделаки, Исламабад, как Индия, слишком близко к странам Персидского залива, которые гораздо быстрее и дешевле могут доставить туда готовые нефтепродукты. Пакистан и Индия — это, по сути, их «внутренний двор». Более того, в Пакистане спрос на моторное топливо не настолько велик, чтобы рынок изнывал от нехватки топлива, и только РФ могла бы это исправить.

«Перспектива есть в африканских странах. Но есть два важных вопроса, которые нужно решать. Первый — это платежеспособность покупателей на этом континенте. Чем они будут расплачиваться? Вовремя ли? С этим нужно разбираться, работать. Российским компаниям нужно участвовать в местных тендерах. Второе — это сложность логистики. Доставить нефтепродукты из РФ к берегу Африки — это только часть задания. Топливо ведь потом нужно транспортировать дальше, иногда пересекая границы нескольких государств, причем в условиях отсутствия серьезных коммуникаций на континенте, именно на автотранспорте. А это уже вопрос трейдерских компетенций. Кстати, рынки африканских стран не пустуют, там уже достаточно долго работают гиганты вроде Vitol, Trafigura, Glencore и т. д. Просто так свои места они отдавать не будут.
Все эти вопросы (логистика, оплата) решаемы, но работать нужно много. Во многих странах Африки крайне низкий уровень потребления моторного топлива. К примеру, в Эфиопии, где население чуть более 120 млн человек, потребляется ежегодно всего 5 млн т топлива. Для сравнения: РФ с ее населением в 146 млн потребляет почти 100 млн т в год. Если зайти с нефтепродуктами в Африку, у вас не получится найти одну или две страны, которые сразу заменят европейский рынок. Придется «углубляться» в континент, работать с целым перечнем государств»,

— заключила эксперт.

В целом пока что РФ удается найти место на мировом рынке для своих нефтепродуктов. Однако большая часть поставок сейчас — это в каком-то смысле проба пера, ситуативные продажи, при которых пока неясно, станут ли они постоянными на тот или иной рынок в Латинской Америке, Ближнем Востоке, Африке. При этом у разных типов готовых нефтепродуктов свои перспективы. К примеру, почти две трети производства дизельного топлива РФ раньше отправляла на экспорт в страны ЕС. Быстро заменить такой рынок без финансовых потерь не получится. В азиатских странах дизель продавать, конечно, можно, но есть нюансы. В регионе и своих мощностей по производству ДТ хватает, поэтому нужно предлагать покупателям очень большую скидку. Учитывая, что доставлять такое топливо в страны АТР для России сложнее и дальше, чем на европейский рынок, встает вопрос об экономической целесообразности такой затеи.

В Бразилию, если верить отчетам МЭА, поставки дизтоплива из России увеличились, но трудно сказать будут ли условия благоприятными и дальше. Сейчас латиноамериканская страна активно привлекает инвестиции в нефтедобычу, а в перспективе может переключиться и на нефтепереработку. Все-таки поступления от нефтегазового сектора в стране растут, а значит, в бюджете могут появиться необходимые средства для новых НПЗ.

С продажей бензина за рубеж чуть проще: на экспорт идет не более 10% от всего объема, производимого в России. Более того, по мнению аналитиков из ЦДУ ТЭК, он довольно востребован как в странах АТР, так и в СНГ. Есть даже перспективы на рынке Ирана, который, по словам Александра Новака, готов получать от РФ 4-5 млн т нефтепродуктов, когда будет налажена соответствующая транспортная инфраструктура.

"