Posted 28 апреля 2023, 09:58
Published 28 апреля 2023, 09:58
Modified 28 апреля 2023, 10:39
Updated 28 апреля 2023, 10:39
В США за последние годы анонсировано множество проектов, цель которых — увеличить мощности страны, необходимые для роста экспорта СПГ. Некоторые из них уже строятся, другие на стадии разработки или ждут одобрения от различных регуляторов.
Динамика производства и продаж сжиженного газа в США за последние 7 лет действительно впечатляет. По данным Wood Mackenzie, в 2022 году американский экспорт СПГ в размере 76,4 млн тонн был третьим по величине в мире после Австралии и Катара. В Bloomberg назвали несколько другой объем — 81,2 млн тонн.
А ведь всего 7 лет назад США экспортировали свою первую партию СПГ с терминала Sabine Pass компании Cheniere Energy в округе Камерон, штат Луизиана. По оценкам разных аналитических агентств, до конца этого десятилетия в проекты по регазификации на территории США может быть вложено более $100 млрд инвестиций. В Wood Mackenzie сообщают, что на побережье Мексиканского залива США запланировано не менее 16 новых проектов по сжижению газа, причем эти проекты либо находятся в стадии строительства, либо на стадии принятия окончательного инвестиционного решения (FID), что потенциально увеличит мощность производства СПГ в США к 2030 году на 70-190 млн тонн в год.
Однако на практике, особенно в условиях угрозы рецессии в США, растущей инфляции, серьезных проблем на финансовом рынке и высокой волатильности цен на мировом энергетическом рынке, реализация проектов по постройке новых терминалов сталкивается со все большим количеством проблем. Успеют ли компании в США за ближайшие 7 лет достичь намеченных целей и что сегодня больше всего мешает им это сделать?
В сентябре 2022 года в Управлении энергетической информации США сообщили, что пиковые экспортные мощности СПГ в Штатах увеличатся примерно на 161 млн кубометров в сутки к 2025 году за счет завершения трех строящихся объектов по регазификации:
Даже до ввода в эксплуатацию этих объектов объемы регазификации в Северной Америке растут. В мартовском отчете Минэнерго США говорится, что экспорт СПГ из Штатов в 2023-м должен составить в среднем около 342 млн кубометров газа в сутки, что на 14% больше прошлогоднего показателя. В 2024-м, говорят в американском ведомстве, рост будет скромнее — 5%. Нужно отметить, что подобное увеличение мощностей в ближайшие пару лет будет наименьшим за долгие годы. Эдакая пауза перед большим рывком вперед.
Сейчас в США функционирует 7 СПГ-терминалов, включая вновь заработавший (пусть и не на полную мощность) Freeport LNG. Их общая мощность — 390 млн кубометров в сутки.
После проблем с получением от американских регуляторов разрешений на строительство за последние 10 лет, девелоперы заключили десятки долгосрочных контрактов на финансирование новых заводов по производству СПГ. Разумеется, темпы согласований ускорились в 2022 году, когда стало ясно, что Европа будет последовательно отказываться от российского трубопроводного газа, особенно после терактов на «Северном потоке» и «Северном потоке-2».
Кроме трех уже перечисленных объектов (Golden Pass LNG, Plaquemines LNG и Corpus Christi Stage III), есть еще несколько наиболее перспективных, по мнению ряда аналитических агентств, проектов. У них предварительно заключены долгосрочные соглашения по продаже СПГ сразу после начала эксплуатации, которые должны стать убедительным доводом для банков, выдающих кредиты на такие объекты. К ним относятся проекты:
Первая очередь Arthur LNG уже получила контракты на 10,5 млн тонн. Покупателями станут европейские Orlen, RWE, а также американская ConocoPhillips. Полностью готов проект будет к 2028 году.
У Rio Grande LNG тоже есть множество долгосрочных контрактов, бронирующих мощности объекта сразу после начала его работы. Как утверждают аналитики Morgan Stanley, в следующем десятилетии подписаны сделки примерно на 64% мощностей первой очереди терминала. Среди клиентов: Exxon, Shell, португальская Galp Energia и японская Itochu Corp. По состоянию на середину марта 2023-го NextDecade заключила долгосрочные соглашения о продаже СПГ в объеме 11 млн тонн в год.
Однако есть проблемы с проектированием и расходами самого проекта. Компания уведомила Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) о внесении изменений в свои соглашения с Bechtel Energy по контрактам на проектирование, закупки и строительство (EPC) на 1-ю фазу мощностью 17,6 млн тонн. Из-за этого принятие FID по трем линиям сжижения первой фазы намечено лишь к концу II квартала 2023 года, хотя ранее он был нацелен на I квартал 2023 года. В планах NextDecade есть и проект по добавлению еще двух очередей для Rio Grande LNG, что доведет общую мощность объекта до 27 млн тонн СПГ в год, однако пока нет информации о сроках работ и потенциальных покупателях для дополнительных объемов.
У Energy Transfer с ее проектом Lake Charles LNG (запланированная мощность — 16,5 млн тонн СПГ в год) проблемы еще больше. И дело даже не в уходе Shell из проекта в 2022-м (у компании было 50% долей в проекте). В марте 2022-го Energy Transfer подписала 20-летнее соглашение с ENN о поставках 1,8 млн тонн СПГ в год для ENN NG и 0,9 млн тонн — для ENN Energy в год на условиях FOB, начало поставок запланировано на 2026 год. Также Transfer заключила долгосрочные контракты на около 7,9 млн тонн СПГ в год и заявила, что ведет переговоры о дополнительных долгосрочных соглашениях на поставку, которые включают предварительные сделки с двумя японскими потребителями.
Однако в конце апреля 2023 года Минэнерго США отклонило запрос Lake Charles LNG о втором продлении срока для начала экспорта с запланированного СПГ-терминала в Луизиане. Причина — новая, более жесткая политика регулятора. Если сильно упросить, у Energy Transfer на данный момент нет необходимого количества контрактов, чтобы заполнить требуемые Минэнерго США мощности будущего СПГ-терминала. Это вынуждает отодвигать дату принятия FID на более поздние сроки. Известно, что Energy Transfer не хватает покупателей в период с 2025–2028 гг.
Есть сложности и у компании Tellurian, которая разрабатывает проект Driftwood LNG в Лейк-Чарльзе (стоимость $13,6 млрд, планируемая мощность — 27,6 млн тонн СПГ в год). В прошлом году было разорвано два 10-летних контракта, каждый по 3 млн тонн в год, с потенциальными покупателями газа Shell и Vitol. Причиной послужили сомнения клиентов в способности компании успеть с постройкой объекта в назначенные сроки. Да и со сбором средств для возведения терминала, как пишет The Financial Times, было все сложно. Тем не менее в январе 2023 года проект получил одобрение регулирующих органов США на начало строительства, которое должно закончиться в 2026 году.
Delfin LNG — еще один СПГ-проект (мощность — 13,3 млн тонн в год), который отложил принятие FID в 2021 году. Однако в 2022-м он стал одним из более чем десятка проектов в США, который, учитывая ситуацию на мировом рынке газа, было решено реанимировать. В конце апреля 2023 года в компании Delfin Midstream заявили, что подписали обязательное 20-летнее соглашение о купле-продаже 0,6 млн тонн СПГ в год с подразделением энергетической и сырьевой компании Hartree Partners. Это, по мнению руководителей компании, возможно, позволит принять FID для проекта по строительству нескольких FLNG у берегов Луизианы уже во II квартале этого года.
Шансы на реализацию проекта хорошие. В 2022-м году Delfin:
В Delfin Midstream заверяют, что каждое судно (всего их будет 4) обойдется примерно в $2 млрд, а на ввод в эксплуатацию уйдет около четырех лет, то есть проект будет полностью готов в 2027 году.
В целом, в США есть еще множество других более мелких или отдаленных по графикам проектов, вроде инициативы Sempra по созданию второй фазы для Cameron LNG в Луизиане. Однако даже у тех, что должны начать реализацию в ближайший год, далеко не все гладко. Да, есть проект вроде Port Arthur LNG — благодаря ему США действительно стоит ждать увеличения экспортных мощностей как минимум на 10,5 млн тонн СПГ в год. Но при этом есть сложности у Driftwood LNG, Lake Charles LNG, Rio Grande LNG и других. Выходит, примерно к 2028 году США вроде как могут получить почти 70 млн тонн дополнительных экспортных мощностей СПГ, но одновременно с этим нет стопроцентной гарантии реализации этих инициатив в намеченные сроки, а в отдельных случаях есть даже риски отмены проектов.
По оценкам Wood Mackenzie, у США действительно есть огромный потенциал по увеличению СПГ-мощностей в ближайшие 5-7 лет. Однако, как утверждают аналитики, многие компании при реализации проектов потерпят неудачу. Среди основных причин — усиление конкуренции, которое объективно подстегивает к росту зарплат высококвалифицированных кадров и удорожанию оборудования. Что еще крайне важно, так это ставшее уже регулярным за последние полтора года повышение ключевой ставки ФРС, что автоматически лишает даже крупные компании дешевых кредитов, к которым они привыкли за долгие годы.
«Чем больше проектов в США реализуют разработчики, тем острее конкуренция за сервисные контракты. Она создает давление на размер зарплат работникам и цены на материалы (в Мексиканском заливе уже выросли почти на 20%). Это может привести к задержкам реализации проектов»,
— говорят в Wood Mackenzie.
Этот же тезис, кстати, публично признают в Cheniere Energy и в Tellurian. Руководство последней обозначило еще несколько проблем, характерных для почти всех компаний в США, занимающихся СПГ-проектами. Речь идет, во-первых, о большой нагрузке в техническом плане, то есть к рискам нехватки рабочих рук и оборудования. Во-вторых, разработчикам проектов новых СПГ-терминалов все труднее найти клиентов, готовых заключать долгосрочные (на 20 и более лет) контракты.
Существует угроза и от американских регуляторов, которые в какой-то момент могут тормозить рост экспорта СПГ. Причина вполне простая: чем больше из США экспортируется газа, тем больше его цена на внутреннем рынке привязывается к общемировым, а они в последние годы явно выше американских, да и волатильность крайне высока. Вплоть до аварии на Freeport LNG в прошлом году цены как раз росли, а когда объект, обеспечивающий до 20% экспорта СПГ из США, вышел из строя, стоимость голубого топлива в Штатах резко пошла на убыль.
Однако, как отметил в беседе с «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, это не станет основополагающей проблемой для компаний, работающих в этой сфере.
«Безусловно, с ростом продаж в другие страны может расти цена газа и в самих США. Но американское законодательство не статично. Вашингтон может принять меры: ввести таможенные пошлины, некий аналог демпфера и как-то регулировать эти процессы. Риски, конечно, могут возрасти, если страна станет максимально экспортно ориентированной. Но компании не ставят это как самоцель. Им просто нужно продавать излишки газа, который в подавляющем большинстве производится за счет добычи нефти (попутный газ).
Будет это потолок цен, как в Австралии, где правительство в прошлом году остановило спотовый рынок и ввело ограничение по цене в $8,15 за ГДж (25,5 кубометра), как в Европе с ее потолком на газовых хабах или даже как в РФ, где есть таможенные пошлины на энергоносители? Решение, которое примет Вашингтон, будет зависеть от многих факторов. Другой вопрос, что гораздо большие проблемы для компаний в СПГ-проектах сейчас доставляет невозможность заключать долгосрочные контракты, покрывающие абсолютно все мощности терминалов»,
— считает эксперт.
Он также подчеркнул, что для любой энергетической индустрии долгосрочность контрактов — это залог гарантированного спроса, на чем в свое время была построена та же газовая отрасль России.
«Американские компании хотят максимально обезопасить себя на ближайшие годы, ведь в 2026–2027 гг. ожидается переизбыток СПГ на мировом рынке, многие страны, особенно Катар, введут в эксплуатацию новые регазификационые мощности, конкуренция вырастет, а цена может упасть. Корпорациям в США нужна страховка, чтобы успешно конкурировать с тем же Катаром, где СПГ явно дешевле, а логистическое плечо в ЕС и Азию более удобное.
Даже РФ не стоит списывать со счетов. Да, российский сжиженный газ могут новыми санкциями вытолкнуть из ЕС, но он тогда полностью устремится в Азию. А за счет более дешевого производства, если сравнивать с отдельными проектами в США, такой СПГ вполне может конкурировать с газом из Америки. Долгосрочные контракты могли бы защитить компании, поэтому их и стремятся сейчас заключить на полный объем работы терминалов»,
— заключил эксперт.