Posted 27 апреля 2023, 10:28
Published 27 апреля 2023, 10:28
Modified 27 апреля 2023, 11:50
Updated 27 апреля 2023, 11:50
25 апреля во время прямого эфира президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану стало плохо. Стоит пожелать скорейшего выздоровления турецкому лидеру, тем более что слухи о его состоянии ходят разные. Вместе с тем нас интересуют не они, а то, как может поменяться энергетическая политика крупнейшего партнера России после президентских выборов, которые намечены в Турции на 14 мая.
Согласно официальной информации у президента Турции легкая простуда. Однако по предварительной неподтвержденной информации, которая распространяется в турецких СМИ, у Реджепа Эрдогана инфаркт миокарда. Более того вечером 26 апреля жену президента и членов семьи просили срочно приехать к нему в больницу. Буквально сегодня 27 апреля Эрдоган должен был присутствовать на церемонии открытия АЭС «Аккую», которую строит российский «Росатом», но прошло сообщение, что он примет участие в ней в видеоформате.
По данным российских телеграм-каналов, соперник Эрдогана на выборах —лидер турецкого оппозиционного блока «Народная коалиция» и лидер Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу заявил о желании бороться за сохранение зерновой сделки и здоровые отношения с Россией. Стоит отметить, что сделал он это не на предвыборном митинге, а обращаясь к участникам экспертной встречи в Москве. Лидер турецкой оппозиции уточнил, что Анкара продолжит полностью выполнять конвенцию Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы. По его словам, кооперация между Турцией и Россией важна для региональной стабильности.
То есть Кемаль Кылычдароглу открыто намекнул российской элите, что в случае его избрания на пост президента страны отношения Москвы и Анкары не испортятся, поскольку они взаимовыгодные.
Но тут следует учесть, что все энергетические проекты России в Евросоюзе были крайне выгодны для стран блока. Однако руководство ЕС предпочло им интересы Вашингтона. Пока только Венгрия смогла отстоять свою точку зрения, но неизвестно, на сколько времени у нее хватит сил на сопротивление. Все остальные предпочли сдаться.
Стоит отметить, что США активно продвигали Кемаля Кылычдароглу, как реального оппонента Эрдогану. В стране сейчас очень высокая инфляция, в 2022 году она составляла 64,27%. Вашингтон может помочь Анкаре справится с ней, но, естественно, небескорыстно. Кстати, сам Кылычдароглу говорит, о том, что после завершения конституционных реформ, которые он обещал своим избирателям, он проведет досрочные выборы. В этой политической конфигурации турецкий оппозиционный лидер может обещать России все, что угодно, но каковы будут его реальные шаги, никто не знает. Ведь гораздо площе быстро взять мешок денег, чем заниматься долгосрочными экономическими проектами, которые принесут прибыль, но не сразу. Тем более что Вашингтону совсем не нужна сильная и независимая Турция.
Поэтому теперь вопрос уже к нашим энергокомпаниям: вы все еще верите в незыблемость газового хаба в Турции? И что теперь будет с российским дизелем, который массово поплыл в Турцию? Кстати, в апреле «Татнефть» купила турецкую автозаправочную компанию Aytemiz Akaryakit за $336 млн, как теперь будет развиваться этот бизнес, не разделит ли он участь европейской собственности российских нефтяников?
На самом деле, ответа на эти вопросы сейчас никто дать не может, но есть надежда, что все же в России начнут задумываться над тем, чтобы в первую очередь развивать проекты по переработки сырья на территории РФ. Тогда и зависимость от выборов в соседних государствах будет гораздо меньше.