Вопрос об изменении демпфера на топливо действительно обсуждается правительством, сообщил статс-секретарь — замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. «Вопрос прорабатывается в правительстве», — цитирует Сазанова ТАСС. Какие именно предложения будут окончательно сформированы, станет известно «после майских» — все зависит от графика работы властей, добавил замминистра.
Тема топливного демпфера всегда была болезненной для нефтяной отрасли, впрочем, как любое налогообложение. Но история вокруг демпфера, развернувшаяся в последние дни, превратилась в детективно-карикатурную, что еще раз подчеркнуло все болезненные моменты.
Сначала ведомства опровергали информацию СМИ, что опять и опять обсуждается корректировка демпфера, потом аж сам вице-премьер Александр Новак, курирующий ТЭК, все опровержения опроверг, а слухи о ведущейся работе подтвердил. Правда, с оговоркой про недостоверность информации Bloomberg о том, что индикативную (базовую) цену на нефтепродукты в расчете демпфера увеличат сразу вдвое.
Сейчас самое время погадать — что именно изменят в демпфере. Если повысят индикативную цену в расчете демпфера, это приведет к ситуации, что нефтяники вынуждены будут доплачивать в бюджет (пока они получают средства по демпферу из бюджета и утверждают, что это отлично поддерживает нефтепереработку). И насколько может вырасти эта индикативная цена: так, что нефтяники взвоют, или так, что они будут терпеливо платить и ждать лучших времен для очередной корректировки демпфера?
В январе–марте 2023 года нефтяники получили из бюджета по демпферу 253 млрд рублей, а за весь 2022 год — рекордные 2,16 трлн рублей.
Напомним, демпферный механизм скорректировали накануне, увеличив ценовой дифференциал по бензину с $20 до $25 за баррель и введя ценовой дифференциал по дизелю. С 1 апреля изменения вступили в силу. Однако предварительные расчеты показывают, что бюджет не сильно-то сэкономил и продолжит платить деньги нефтяникам.
Демпферный механизм, действующий с 2019 года, предусматривает выплаты из бюджета в пользу НПЗ, если цены на нефть высокие и экспорт становится выгоднее внутренней переработки и наоборот (например, в 2020 году нефтепереработчики отчисляли средства по демпферу в бюджет).