Казахстан всего за один квартал 2023 года нарастил экспорт своей нефти в обход российской системы трубопроводов в разы, стремясь избежать санкций. Поставки нефти из каспийского порта Актау в азербайджанский Баку (по т.н. Транскаспийскому маршруту), основному маршруту для экспорта нефти из РК в обход РФ, подскочили до 163 436 тонн в январе–марте с 28 875 тонн за тот же период в 2022 году, пишет Reuters со ссылкой на данные отраслевых источников и Refinitiv. Госкомпания Казахстана «Казмортрансфлот» сообщила агентству, что в январе–марте по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан было отправлено еще 104 тысячи тонн нефти.
Отметим, Казахстан транспортирует нефть с каспийских месторождений морем, затем она попадает в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан до одноименного турецкого порта.
«Российские порты остаются токсичными для европейских покупателей, поэтому нефтяники перестраховываются и ищут маршруты, не связанные с „Транснефтью“, — приводит Reuters слова западного трейдера, торгующего нефтью из Казахстана.
В целом экспорт нефти из Казахстана в 2022 году по маршрутам вне РФ (вне системы КТК и нефтепровода Атырау-Самара, соединенного с «Дружбой») достиг 1,8 млн тонн (36 тыс. б/с), что на 638 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. При этом более 80 тыс. тонн нефти Казахстан ежемесячно отправляет в Китай.
Впрочем, агентство отмечает, что отгрузки по системе трубопроводов и через терминал Каспийского трубопроводного консорциума по-прежнему составляют более 80% поставок казахстанской нефти, хоть и сократились в 2022 году до 51,99 млн тонн (-1%).
Напомним, ранее Казахстан анонсировал собственный бленд KEBCO, чтобы избежать попадания под европейские санкции из-за поставок Urals. А накануне стало известно, что «Казмортрансфлот» договорился с компаний Abu Dhabi Ports Company о поставке двух новых судов, чтобы расширить число своих танкеров до 5 для транспортировки нефти с шельфовых месторождений Каспийского моря по Транскаспийскому маршруту.