Posted 29 марта 2023,, 08:17

Published 29 марта 2023,, 08:17

Modified 29 марта 2023,, 08:17

Updated 29 марта 2023,, 08:17

Казахстан пытается противостоять дефициту ДТ

29 марта 2023, 08:17
Запрет на вывоз нефтепродуктов и низкие цены породили «серый» рынок

В казахстанском Шымкенте автомобилисты уже неделю не могут заправиться соляркой, пишет издание Zakon.kz. Дизельного топлива на многих АЗС нет. При этом 15 марта Шымкентский НПЗ закрылся на ремонт. Однако заместитель председателя правления АО НК «КазМунайГаз» Дмитрий Макеев уверял, что нехватки топлива не будет, поскольку завод успел сделать запас топлива.

Ранее министр энергетики РК утвердил перечень нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к экспорту из Республики Казахстан за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза до 31 декабря 2024 года. В список запрещенных или ограниченных к экспорту нефтепродуктов по сути дела до 2025 года попали легкие дистилляты, авиакеросин, дизельное топливо, газойли, толуол, ксилолы и битум нефтяной. Запрет вступит в силу через 10 дней после опубликования — соответствующий приказ с запретом обнародован сегодня.

Между тем эксперт издания Tengrinews.kz объяснил нехватку ДТ в южных регионах Казахстана «серыми» схемами на АЗС, а также вывозом топлива в Кыргызстан и Узбекистан, где оно продается в пятилитровых баклажках вдоль трасс. В июне 2022 года в поселке Кордай возникли километровые очереди из автомобилистов, желающих выехать из страны. Оказалось, что все они вывозили топливо из Казахстана, поскольку в Кыргызстане оно стоит намного дороже.

С 21 ноября 2021 года по 21 мая 2022 года в РК действовал запрет на вывоз бензина, дизельного топлива, а также отдельных видов нефтепродуктов с территории республики автомобильным транспортом. Позже запрет был продлен еще на полгода. 2 января 2023 года РК продлил еще на полгода действующий с июля 2022 года запрет на вывоз нефтепродуктов автотранспортом, затем распространил запрет на все виды транспорта сроком на 4 месяца.

К сожалению, фиксированные низкие цены на товары массового потребления всегда приводят к дефициту и черному рынку, что хороши известно всем гражданам, успевшим застать в сознательном возрасте экономику СССР. Бороться с этим может только рынок, но он моментально повышает стоимость продуктов в отсутствие поставок. Высокие цены приводят к социальным волнениям, которые уже имели место в Казахстане в январе 2022 года, причем начались они именно из-за роста стоимости топлива. Видимо, для казахстанского правительства легких путей разрешения данной ситуации не существует.

"