Европейский парламент и Совет ЕС согласовали FuelEU Maritime — новое регулирование ЕС, гарантирующее, что содержание парниковых газов (ПГ) в топливе, используемом судоходным сектором, будет постепенно снижаться.
Судам придется постепенно сокращать количество ПГ в потребляемой ими энергии (ниже уровня 2020 года в 91,16 грамма CO2 на МДж) на 2% к 2025 году, на 6% — к 2030 году, на 14,5% — к 2035 году, 31% — к 2040 году, 62% — к 2045 году и 80% — к 2050 году.
Новые правила будут применяться к судам с дедвейтом свыше 5000 тонн, которые де-факто ответственны за 90% выбросов CO2, и ко всей энергии, используемой командой на морском транспорте (когда он в европейском порту или в пути между ними).
Еврокомиссия уточняет, что в 2021 году водный транспорт произвел в Евросоюзе от 3% до 4% от общего объема выбросов CO2. Сейчас спрос на морские контейнерные перевозки растет. При этом в Брюсселе уточняют, что поставленные цели охватывают не только выбросы CO2, но также метана и закиси азота.
Напомним, что с 1 января 2020 года вступил в силу новый стандарт Международной морской организации о снижении содержания серы в судовом топливе с 3,5% до 0,5%. Это потребовало от судовладельцев либо перехода на низкосернистое топливо, либо установку на судах специальных устройств очистки тяжелого судового топлива — скрубберов. Данная мера должна была привести к сокращению использование флотского мазута или переводу судов на СПГ.
Однако в 2021 году спрос на высокосернистый мазут не только не упал, но и вырос. Дело в том, что из-за ввода ограничений в ряде регионов мира этот мазут продавался по привлекательной цене. Поэтому его стали чаще покупать, ведь при использовании скрубберов, рентабельность дешевого высокосернистого мазута стала выше, чем более дорого малосернистого топлива.
Решение смелое, амбициозное, сомнительное с экономической точки зрения, крайне несвоевременное во время кризиса… ну, то есть по европейским меркам — идеальное.
А если серьезно, то это в перспективе создаст неплохое увеличение спроса на СПГ, поскольку все больше судостроителей сегодня получают заказы на морской транспорт, использующий в качестве топлива сжиженный газ (серьезно снижает выбросы по сравнению с мазутом). «Спасибо» скажут поставщики СПГ из Катара, США, России, впрочем, как и корейские судостроители.