Мегаполис с 35,5 млн населением и столичная префектура с 14 млн жителей планируют увеличить количество аккумуляторных батарей для зарядки электромобилей, установленных в жилых домах Токио, до 60 тысяч к 2030 году, что в 150 раз больше, чем насчитывалось в конце 2021 года. По информации Nikkei Asia, в целом по Японии через два года предполагается внедрить стандарт строительства новых домов с предустановленными зарядными устройствами.
Масштабное разворачивание зарядок для электромобилей рассматривается как ключ к достижению цели электрификации японской столицы Токио. С 2025 года новые многоквартирные дома в стране будут оборудованы зарядными устройствами для электрокаров — Япония первой в мире вводит такое требование. Столичные власти нацелены на достижение 50% уровня продаж электромобилей и водородного транспорта к 2030 году.
По состоянию на конец 2021 года в многоквартирных домах в столице было установлено только 393 зарядных устройства. Около 70% населения Токио проживает в таких жилых комплексах, поэтому установка точек зарядки в этих местах будет иметь решающее значение для развития электромобильного транспорта. Столичное правительство запросило 4 млрд иен ($29,48 млн) на финансирование этой инициативы в текущем году. Согласно планам, в 2023 и 2024 годах будет установлено 3,1 тыс. зарядных устройств, что в 15 раз превышает показатель прошлого года. С 2025 года все новые многоквартирные дома должны будут обеспечить зарядные устройства для электромобилей на не менее 20% парковочных мест. Аналитики отмечают, что электромобили приживаются в Японии медленнее, чем в Китае, США и Европе, и владельцы электрокаров остаются меньшинством в большинстве многоквартирных домов, поэтому развитие электрификации будет непростой задачей.
Национальное правительство Японии покрывает 50% стоимости зарядных устройств для электромобилей стоимостью до 350 тыс. иен и 100% затрат на установку для дорогих электрокаров ценой до 1,35 млн иен. В сочетании с городскими субсидиями это поможет компенсировать все первоначальные затраты на установку зарядок. Правительство Японии не так давно поставило цель: к 2035 году все продаваемые в стране новые автомобили будут экологически чистыми. Планируется субсидировать часть стоимости покупки аккумуляторных электромобилей, гибридных электрокаров и автомобилей на топливных элементах.
Консервативный спрос стал одной из главных причин отставания японских автоконцернов от главного тренда развития мирового автопрома, хотя стоимость этого сегмента рынка — $2,25 трлн. Toyota, Honda и Nissan чуть не уступили рынок электромобилей компаниям Tesla, BYD, GM и Volkswagen. По данным Bloomberg Intelligence, в настоящее время американская Tesla лидирует в мире по количеству проданных автомобилей, за ней следуют такие компании, как китайский BYD и немецкий Volkswagen. Ни один японский автопроизводитель не входит в топ-20 производителей электрокаров: японцы долгое время предпочли наблюдать и чуть не остались на обочине самого быстрорастущего сектора автомобильной промышленности. По данным Bloomberg, за первые три квартала 2022 года продажи электрокаров выросли примерно на 80% по сравнению с прошлым годом, в то время как общий объем продаж автомобилей упал примерно на 4%. Японские автопроизводители рисковали потерей лидирующих позиций в случае дальнейшего промедления. Однако рыночный успех гибридной Toyota Prius и полностью электрического Nissan Leaf привел к пересмотру планов лидеров мирового автопрома.
Nissan Motor Co. представила новую стратегию развития «X-в-1», нацеленную на электрификацию и сокращение расходов. Японская компания снизит затраты на разработку и производство на 30% в 2026 году по сравнению с уровнем 2019 года. Nissan собирается использовать одни и те же компоненты во всех моделях, а также снизит объемы применения дорогих редкоземельных металлов. По мнению старшего вице-президента автоконцерна Тосихиро Хираи (Toshihiro Hirai), в ближайшие годы ожидается рост цен на сырье, необходимое для производства аккумуляторов и других деталей электромобилей.
«Автопроизводители должны иметь надежную стратегию получения сырья, если они надеются добиться успеха в электрификации»,
— считает топ-менеджер Nissan.
Автоконцерн нацелен на выпуск 27 новых моделей электромобилей к 2030 году, в том числе восьми гибридных моделей серии e-Power с бензиновым и электрическим двигателями. Что заставило Nissan пересмотреть консервативный подход? По словам Хираи, в результате исследований, проведенных в концерне, с точки зрения потребителей вождение электромобиля ощущается как «менее напряженное». Электрокар гораздо более тихий и обеспечивает плавную езду даже по пересеченной местности, сохраняя при этом удовольствие от вождения, отмечает Тосихиро Хираи. Одним из главных выявленных преимуществ электромобиля стал более точный контроль над каждым колесом: электрокар может эффективнее противостоять ударам и толчкам.
Mitsubishi Motors, 34% в которой принадлежит Nissan, стала последним крупным автопроизводителем, объявившим о новых планах электрификации в течение следующего десятилетия. К 2035 году весь выпускаемый автопарк Mitsubishi станет полностью электрическим. К 2030 году автоконцерн инвестирует в электрификацию до 1,8 трлн иен ($13,1 млрд). В ближайшие пять лет Mitsubishi Motors выпустит девять электромобилей и гибридов.
Можно также отметить, что в 2021 году Honda заявила о прекращении продаж автомобилей с бензиновым двигателем после 2040 года.
Наступление Toyota на рынок электромобилей началось со смены генерального директора и обновления стратегии, основанной на переосмыслении традиционных подходов к производству. Недавно Toyota Motor представила новый план изменения структуры управления. Автоконцерн сосредоточится на электрификации и производстве интеллектуальных автомобилей. По словам нового генерального директора Кодзи Сато (Koji Sato), компания радикально изменит способ ведения бизнеса, от производства до продаж и обслуживания, «чтобы выпускать электромобили, которыми люди хотят управлять, компания должна оптимизировать структуру автомобиля». Люксовый бренд Lexus возглавит курс на преобразования. В рамках трансформации Toyota реструктурирует систему производства автомобилей на Кюсю и к 2026 году выпустит Lexus EV следующего поколения.
Новая производственная организация будет ориентирована на выпуск электромобилей: каждую часть производственного процесса адаптируют под электрокары. Согласно принятой концепции, производство электромобилей не является продолжением выпуска машин с ДВС. В электрокарах гораздо меньше компонентов, архитектура кузова отличается от традиционной, как и сборка. Электромобилям нужен совершенно новый набор электроники и проводки, в то время как детали требуют разных способов обращения, хранения и изготовления. В некоторых случаях автопроизводителям имеет смысл законсервировать завод, а не переоборудовать его, считают в Toyota. Кроме того, большая часть производственного процесса связана с аккумуляторами, которые составляют от 40 до 50% стоимости электромобиля, и это самый большой технологический вызов перед мировым автопромом.
«Путь Toyota» в электрификацию будет основан на производственном перфекционизме и развитии «высоко интеллектуальных моделей», позволяющих водителям контролировать опыт вождения. Toyota активизирует развитие дочерней Woven Planet Holdings, занимающейся мобильностью, программным обеспечением и интеллектуальными транспортными средствами.