Posted 10 марта 2023, 07:35
Published 10 марта 2023, 07:35
Modified 10 марта 2023, 08:09
Updated 10 марта 2023, 08:09
Визит министра обороны США Ллойда Остина в Израиль в рамках ближневосточного турне может обернуться новым конфликтом в регионе, а также окончательно разбалансировать нефтяной рынок. Так, сам Остин заявил, что Израиль готов к военной операции против Ирана, а израильский министр обороны Йоав Галант вообще сообщил, что пришло время неотложных решений: «Я повторяю и подчеркиваю: мы должны быть готовы к любым вариантам действий». Речь, разумеется, о ядерной программе Ирана, которую США и союзники воспринимают исключительно как попытки создать в ИРИ ядерное оружие.
Решительный настрой израильских властей демонстрирует и тот факт, что вечером ожидается обращение президента страны Ицхака Герцога к еврейскому народу — как знакомо, не находите?
Обострение арабо-израильского конфликта означает вероятные атаки не только на ядерные, но и на нефтяные объекты Ирана (месторождения и порты), ведь лишить доходов от нефтеэкспорта — излюбленная классика администрации президента США. Впрочем, в худшем случае погрома иранских ядерных объектов Аравийская пустыня может превратиться в пустыню ядерную, но инициатора столкновения, который на другом континенте, вряд ли это волнует.
Что ждать рынку от таких заявлений? Вероятно, хрупкое равновесие, которое огромными усилиями достигается благодаря сделке ОПЕК+, снова будет нарушено — изъятие с рынка иранских объемов экспорта, как правило, ведет к росту цен. Вряд ли у игроков возникают иллюзии относительно иранского эмбарго на нефть — страна давно научилась обходить санкции, связанные с поставками (этот опыт, к слову, теперь неоценим для РФ).
Но в данном случае последствия могут быть еще более непредсказуемыми. Перекрытие Ормузского пролива, основной транспортной артерии с Ближнего Востока в Европу, ввязывание в конфликт крупного покупателя иранской нети Китая, втягивания России, и без того фиксирующей падение бюджетных доходов из-за санкций, а также — как бы не звучало странно по отношению к «нелюбимому», но все-таки исламскому Ирану — поддержка со стороны Саудовской Аравии, медленно и верно дрейфующей от союза США к союзу с КНР и Россией.
Так что разжигание еще одного военного конфликта на традиционно взрывном Ближнем Востоке несет выгоды только одной стране, номинально в этом конфликте не участвующей. Речь, конечно, о США, которые хоть и недовольны высокими ценами на энергоносители, но предпочитают решать такие проблемы кардинально: загребают жар чужими руками, а затем берут контроль над пепелищем, выступая в роли благодетеля.