Posted 10 марта 2023, 11:07
Published 10 марта 2023, 11:07
Modified 10 марта 2023, 11:15
Updated 10 марта 2023, 11:15
КНР предложила мирный план урегулирования конфликта на Украине. После этого США, а потом и ЕС пригрозили стране санкциями. Впрочем, все закономерно: Пекин указал на необходимость прекращения снабжения Киева оружием, но в интересы Вашингтона не входит ослабление украинского конфликта. Любопытно, как будет развиваться мировой энергоризис в случае «развода» ЕС с КНР.
Белый дом США еще в конце февраля начал грозить Китаю реальными проблемами в случае военной помощи России. А снабжение Украины западным оружием — это другое, в чем администрация Байдена неоднократно признавалась. При этом стоит подчеркнуть, что политические угрозы исходили на фоне серьезного сокращения объемов торговли между США и КНР. С начала 2023 года они упали на 17,4%.
Экспорт из КНР в США упал на 21,8%, до почти $71,57 млрд, импорт американской продукции сократился на 5%, до $30,27 млрд. Кроме того, по данным Washington Times, Китай и Россия объявили, что вместе с Бразилией, Индией и Южной Африкой работают над созданием новой глобальной резервной валюты, способной конкурировать с долларом США.
То есть получается, что экономический «развод» Пекина с Вашингтоном, который начал оформляться при Дональде Трампе, идет полным ходом. Если подключить к этому еще и торговлю Китая с Саудовской Аравией в национальных валютах, о чем Пекин и Эр-Рияд договорились в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в королевство в декабре 2022 года, этот «развод» приобретает довольно четкие очертания. Хотя в 2022 году несмотря на все противоречия объем китайско-американской торговли вырос до $760 млрд (на 1% в годовом выражении).
«Развода» Европы с Китаем до марта 2023 года не наблюдалось. Более того, в последние годы товарооборот КНР с ЕС постоянно рос. В 2020 году Пекин стал крупнейшим торговым партнером Евросоюза. В 2021 году товарооборот между КНР и ЕС составил $828,1 млрд, увеличившись на 27,5% в годовом исчислении. В 2022 году он достиг уже $1,6 трлн.
Но уже в первые месяцы 2023 года, согласно информации France-Presse, объем поставок китайской продукции в США и Европу снизился на 6,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Импорт Китаем европейских и американских товаров снизился еще больше, на 10,2%.
Судя по всему, США решили помешать «идиллии» торговых отношений Пекина с Брюсселем. Газета Politico написала, что Штаты предложили Евросоюзу налоговые льготы за присоединение к противостоянию с Китаем. По информации издания, некоторым европейским лидерам США могут предоставить доступ к налоговым субсидиям и льготам, которые действуют в рамках закона о климате. Взамен страны Европы должны были уйти с китайского рынка, к чему оказалась не готова, например, Германия. В этой связи становится понятно, о чем были «тихие» переговоры канцлера Германии Олафа Шольца с американским президентом Джо Байденом 3 марта. От Берлина никаких сообщений о результатах встречи не последовало.
При этом в американских СМИ появилась информация о скором визите в США главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, где ее попытаются уговорить встать на сторону США в санкционной войне с Китаем. Впрочем, пока нет точных доказательств удачного «соблазнения» главы ЕК. 5 марта Урсула фон дер Ляйен на совместной пресс-конференции с немецким канцлером сообщила, что Евросоюз не располагает доказательствами поставок китайского оружия России. Но в США она еще не летала, потому громкие заявления, по всей вероятности, еще впереди.
Между тем сдержанную реакцию Германии на предложение США можно понять. В последние семь лет Пекин был крупнейшим торговым партнёром Берлина. Кроме того, существуют стратегически важные для Европы товары, которые почти полностью производят в КНР. Еще в 2020 году берлинский институт Меркатора по изучению Китая (MERICS) говорил о критической зависимости немецкой промышленности от китайского экспорта по 103 категориям товаров в таких секторах, как электроника, металлы и минералы, химические вещества, медицинские товары и лекарства. В частности по печатным платам зависимость составляла 63%, витаминам группы B на 97,9%, марганцу — 83%.
Но самая большая проблема, конечно же, в металлах. По последним данным, Евросоюз на 98% зависит от поставок редкоземельных элементов из Китая, и это не только это литий для аккумуляторов и металлы для электронных плат, но и главное — металлы для европейского ВПК. По данным Bloomberg, самым незащищенным звеном в европейском производстве оружия для Украины являются поставки редкоземельных металлов из Китая через Россию. Кстати, объем их перевозки по российским железным дорогам вырос более чем в два раза за девять месяцев 2022 года. Поэтому в случае санкций со стороны ЕС Пекин может быстрым и резким движением сократить оборону Европы и ограничить поставки оружия Киеву. Однако он этого не делает.
ЕС, конечно, пытается сейчас уйти от этой зависимости. Но дело это не быстрое, а, главное, весьма затратное. Вместе с тем, уходя от одной зависимости, Европа может «вляпаться» в другую. Издание Financial Times написало, что Volkswagen решил перенести строительство аккумуляторного завода из Восточной Европы в США. В автоконцерне объяснили, что это решение обусловлено тем, что компания может получить €10 млрд в виде льгот от США для «зеленых» технологий, которыми Америка переманивает европейские компании. Так что льготы, за которые хотят купить компании из ЕС, уже действуют, правда, исключительно на территории США.
Вместе с тем не менее интересный сюжет может развиваться и на рынке углеводородов. Не секрет, что прошедшую зиму ЕС удалось пережить за счет дополнительных поставок СПГ, которые были доступны только по причине сокращения спроса на это энергосырье в Китае. То есть Пекин просто поделился с Европой сжиженным газом, а мог бы отправить его в Пакистан или Индию, где был острый дефицит. В случае «экономического развода» с Евросоюзом КНР будет снабжать сырьем именно рынки «дружественных» стран. К тому же не стоит забывать, что, несмотря на рост угольной генерации, Китай найдет место для СПГ и на своем рынке.
Кстати, глава МЭА Фатих Бироль уже огласил приговор экономике Европы. В частности он заявил, что цены на энергетику в Евросоюзе будут выше, значительно выше, чем у его экономических конкурентов.
Не стоит забывать, что сейчас Пекин активно снабжает ЕС своими нефтепродуктами, сделанными из российской нефти. Например, поставки дизеля только в феврале выросли до 119 тыс. баррелей в сутки. При отсутствии поставок ДТ из РФ китайское топливо становится значимым для Европы. Но и этот канал снабжения европейской энергосистемы может исчезнуть в случае санкционной войны. Поэтому власти ЕС находятся сейчас в очень сложной ситуации, ведь с одной стороны они всем обязаны Вашингтону, а с другой могут потерять все, поругавшись с Пекином.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов заметил, что вся текущая геополитическая ситуация является в большей степени результатом противостояния США и КНР, а не противостояния США и РФ, потому что для Вашингтона главное — не допустить дальнейшего усиления Пекина:
«Последние 10 лет Китай постоянно улучшал свои позиции на мировом рынке и в частности налаживал товарооборот с ЕС, реализуя проект Нового шелкового пути. Текущая ситуация позволяет США не только ослабить связи Европы с Китаем, но и сократить влияния Китая и Индии»,
— пояснил эксперт.
Он напомнил, что в ходе нынешнего мирового энергокризиса США стали каннибализировать Евросоюз:
«Общая инвестиционная привлекательность ЕС на годы вперед снизилась до минимальных значений. Таким образом, инвесторам остается выбирать только между США и Китаем. Россия тоже не котируется, поскольку она под санкциями. Поэтому сейчас, подговаривая ЕС ввести санкции в отношении Китая, США очень важно ухудшить инвестиционную привлекательность КНР, да еще и ослабить Пекин, так как для него Евросоюз являлся значимым торговым партнером. При этом надо понимать, что США — это опасный противник. Но я сомневаюсь, что европейцев так просто заставить ввести санкции в отношении КНР, хотя вера в адекватность европейского руководства давно подорвана»,
— считает Фролов.
По его словам, сейчас у Европы конкурентных преимуществ на мировом энергорынке как таковых нет, потребление сырья в блоке стагнирует, в Китае же наоборот растет:
«И тут важно, кто первый введет санкции в отношении КНР. Будет смешно, если Вашингтон заставит это сделать Брюссель, а потом сам заявит, что его во взаимоотношениях с Китаем все устраивает»,
— отметил Фролов.
Фролов напомнил, что мировые мощности по производству СПГ этом году увеличатся в лучшем случае на 20 млрд кубометров, поэтому возникает вопрос, на сколько вырастет спрос на сжиженный газ в КНР:
«Если спрос будет увеличиваться опережающими темпами, тогда на рынке будет возможен дефицит. Однако в случае ввода европейских санкций в отношении КНР в Европе ускорится дальнейший отток промышленных предприятий, и это сильно разгрузит мировой рынок. Такой героизм Брюсселя всех, кроме Китая, только обрадует»,
— считает Фролов.
Он также указал, что, если пойдет обмен широкими санкциями, ЕС будет тяжело поддерживать текущие темпы развития возобновляемой энергетики, поскольку европейским странам станет сложно получать необходимые объемы аккумуляторов для электромобилей и фотоэлементы для солнечных батарей:
«Вся европейская „зелень“ держится на китайских плечах, без КНР она рухнет»,
— подчеркнул эксперт.
Он заметил, что если отвлечься от текущей геополитической ситуации, то ЕС до сих пор не преодолел тот экономический кризис, который начался в 2008 году:
«И эта ситуация, к огромному сожалению, будет иметь дальнейшие неприятные последствия для ЕС»,
— резюмировал Фролов.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев указал, что для Китая основной рынок сбыта пока еще находится в США:
«В США выборы через год, Белый дом не будет сейчас бить по экономическим интересам своего населения. Они готовы только на популистские заявления в отношении Пекина, но не более того. Для Вашингтона идеально было бы уговорить ЕС ввести санкции против Китая. Но со стороны Европы — это садомазохизм. Более того, США вообще было бы выгодно, если бы санкции в отношении неугодных стран вводили только союзники Америки. Напомню, что сразу после выборов Трамп пытался продвигать политику жесткого экономического давления на Пекин, его хватило недели на две, он быстро понял свою ошибку. Впрочем, проблемы экономик КНР и США взаимны, китайцам тоже опасно оставаться без американского рынка»,
— рассказал эксперт.
По его словам, Китай окажется под серьезным ударом только после победы Украины над Россией:
«Пока США не победят Россию в военном плане, применять стратегическое оружие против Китая они не смогут. Поэтому и санкции вводить не захотят»,
— считает Журавлев.