Как Казахстан обходит санкции на российскую нефть, рассказал глава национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» (КМГ) Магзум Мирзагалиев на энергетической конференции CERAWeek в американском Хьюстоне. По его словам, санкционных рисков помогло избежать создание собственного сорта нефти из Казахстана KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil).
С июня 2022 года казахстанские экспортеры указывает в документах на отправку KEBCO, а не Urals, как ранее. Речь о нефти, которая поступает в Европу по системе магистральных нефтепроводов российской «Транснефти».
Очевидно, опыт оказался успешным: Мирзагалиев признал, что таким образом получилось не только вывести нефть из-под ограничений, но и снизить ее дисконт к Brent. Для Urals скидка к Brent достигала в прошлом году $30-40 за баррель, тогда как Казахстан отправлял и отправляет трубопроводную KEBCO со скидкой к Brent на уровне около $3 за баррель.
Как тут не вспомнить обещание Казахстана поставить Германии нефть казахского происхождения по российскому трубопроводу «Дружба». В конце февраля «Казтрансойл» направил в систему МНП «Транснефти» 20 тыс. тонн, еще 20 тыс. тонн собирается отгрузить в марте. Очевидно, что нефть маркирована KEBCO, пусть даже по характеристикам (а может, и не только по ним) это та же Urals, так нужная немецким НПЗ, включая переданный в управление ФРГ актив «Роснефти» PCK Raffinerie в Шведте.