Posted 6 марта 2023, 09:58
Published 6 марта 2023, 09:58
Modified 6 марта 2023, 10:04
Updated 6 марта 2023, 10:04
Территория республики Таджикистан на 93% покрыта горами. Учитывая большое количество пресных водоемов, неудивительно, что эта среднеазиатская страна всегда обладала неплохими перспективами в гидроэнергетике. Однако воспользоваться этими возможностями Таджикистану, на который приходится около 4% всего общемирового гидроэнергетического потенциала, никогда не удавалось полностью.
Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) рассказывает, как таджики развивают свое главное энергетическое богатство.
На долю гидроэлектростанций приходится 87,6% всей установленной мощности Таджикистана. В бассейнах рек Вахш и Пяндж сосредоточен главный гидроэнергетический потенциал страны. Крупнейшими ГЭС являются Нурекская и Байпазинская, построенные еще в СССР, а также Сангтудинские ГЭС-1 и ГЭС-2. Есть еще несколько гидроэлектростанций, но их мощность значительно меньше.
После распада СССР состояние советских ГЭС ухудшалось с каждым годом, пока несколько лет назад не было принято решение провести их серьезную модернизацию, а также начать строительство новых. Например, Нурекская ГЭС привлекла в 2019 инвестиции в €700 млн за счет кредитов и грантов Всемирного банка, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Евразийского банка развития, представители которых приехали в Таджикистан в октябре 2022 года на официальное открытие агрегата №1 Нурекской ГЭС с участием президента страны Эмомали Рахмона.
Но есть и совершенно уникальные новые объекты, на которые таджики возлагают особые надежды. В частности, речь о Рогунской ГЭС, которую местные называют «стройкой века».
Работы по строительству этой ГЭС начались еще в 1976 году, однако велись довольно вяло из-за непростых местных почв, а после распада Союза и вовсе были законсервированы. Однако потом строительство было вновь возобновлено, правда, темпы оставляли желать лучшего. Тем не менее в 2018 году был запущен гидроагрегат №1, а в 2019 — №2.
После распада СССР строительство Рогунской ГЭС было сопряжено в том числе с противодействием со стороны Узбекистана, который сначала выступал резко против проекта, угрожал войной и утверждал, что строительство повлияет на систему орошения на его территории. Однако после прихода к власти нового узбекского лидера Шавката Мирзияева критика поутихла, стороны пришли к согласию, и работа возобновилась с удвоенной силой.
Власти надеются, что Рогунская ГЭС обеспечит полную энергетическую независимость Таджикистана. Любопытно, что не без помощи Евросоюза, который собирается вложить немалые средства в проект. Еврокомиссия уже обратилась в Европейский инвестиционный банк с просьбой детальнее рассмотреть вопрос. До сих пор проект в основном финансировался за счет облигаций правительства Таджикистана и частных кредитов, но местные власти совсем не против и даже «за» то, чтобы основная ноша в финансовом плане теперь легла на Евросоюз. По оценкам Душанбе, общая стоимость проекта составляет $8 млрд, $3 млрд из которых уже вложены в строительство, осталось найти еще $5 млрд.
Масштабы проекта впечатляют. После завершения строительства плотина Рогунской ГЭС, расположенной в 110 км восточнее Душанбе, высотой в 335 метров станет самой высокой в мире. Ее проектная мощность будет 13,1 млрд кВт*ч в год, а объем водохранилища — 13,3 млрд кубометров. Разработчики утверждают, что Рогунская ГЭС удвоит производственные мощности этой центральноазиатской страны. Ожидается, что строительство Рогунской ГЭС будет завершено в 2033 году.
Проект не только призван окончательно решить проблему хронической нехватки электроэнергии в Таджикистане, но и позволит этой стране экспортировать электроэнергию в соседние Узбекистан и Казахстан. Узбеки уже пообещали покупать произведенную на ГЭС энергию, в частности в летние месяцы, о чем договорились лидеры двух стран во время визита Рахмона в Узбекистан в июне 2022 года.
Ходят слухи, что одной из причин, по которой Евросоюз принял в 2022 году решение серьезно вложиться в проект, стало желание снизить энергетическую зависимость Таджикистана от соседей, в частности от России, у которой таджики закупают нефть.
А особенно Евросоюз с помощью поддержки проекта в Таджикистане надеется составить конкуренцию Китаю и его инициативе «Один пояс, один пусть», запущенной в 2013 году, как сообщают европейские СМИ. В декабре 2022 года Брюссель объявил, что намерен потратить €300 млрд на развитие более экологичной альтернативы — собственного плана под названием «Глобальные ворота».
Всего предусмотрено порядка 70 проектов, в которые как раз входит гидроэлектростанция в Таджикистане, но также и множество других, например, развитие сотрудничества с Индонезией, Филиппинами, Казахстане и Монголии, что наверняка Китаю совсем не по душе. Так что планов громадье, но осталось понять, насколько сам Пекин готов уступить европейцам зону своего энергетического влияния.