Госдума РФ сегодня, 15 февраля, приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий ограничение скидки российского сорта нефти Urals к цене эталонного сорта Brent с апреля 2023 года. Ограничения действуют для целей налогообложения и предусматривают директивно установленный дисконт Urals к Brent при расчете объемов НДПИ, НДД и обратного акциза на нефтяное сырье.
Второе чтение запланировано на завтра, 16 февраля.
В целом механизм выглядит следующим образом: если в отчетном месяце нефть Urals будет дешевле Brent (котировка North Sea Dated) на величину большую, чем установленная в законопроекте скидка, то для расчета налогооблагаемой базы по вышеуказанным налогам и акцизу за этот месяц используется цена барреля, равная цене Brent минус установленный дисконт. В апреле этот дисконт составит $34 за баррель, в мае — $31, в июне — $28, в июле и далее до конца 2023 года — $25. Если же скидка на российский сорт Urals окажется меньше, чем установленный законом дисконт, то при расчете налогооблагаемой базы используется фактическая цена Urals.
Также законопроект предусматривает увеличение ценового дифференциала по бензину (показатель используется при расчете топливного демпфера) с $20 до $25 за баррель и введение ценового дифференциала для дизельного топлива в размере $10 за баррель. Изменения должны действовать с 1 апреля и до конца 2023 года.
Отметим, Комитет Госдумы по энергетике во вторник предложил ограничить срок применения дисконта на Urals по отношению к Brent в новых параметрах нефтяного налогообложения только 2023 годом, учитывая высокую волатильность на рынках. Против ограничения концом 2023 года выступил Минфин.
Как заявил сегодня замглавы финансового ведомства Алексей Сазанов, корректировка нефтяного налогообложения в РФ нужна не для допдоходов, а чтобы сохранить бюджету 660 млрд рублей.
Напомним, сейчас цена российской марки нефти Urals для налогообложения нефтеэкспортеров продолжает рассчитываться Минфином на основе данных ценового агентства Argus. В октябре Argus запустил новую систему оценки стоимости Urals на базе портов в России, поскольку прежняя стала нерелевантной из-за эмбарго ЕС на российскую нефть. Ряд аналитиков, да и власти, считают данные котировки нерелевантными, что, впрочем, подтверждается фактическими данными продаж нефти из РФ в Азии. Проблема в том, что азиатские покупатели неохотно раскрывают стоимость контрактов. Однако Platts, конкурент Argus, уже предложил ценовые ориентиры на Urals на основе индийских портов.