Posted 13 февраля 2023,, 11:41

Published 13 февраля 2023,, 11:41

Modified 4 июля 2023,, 08:58

Updated 4 июля 2023,, 08:58

Введение предельного дисконта на Urals ударит по экспорту

13 февраля 2023, 11:41
Нефтяной отрасли РФ нужно долгосрочное решение, учитывающее потерю рынка Европы

Правительство определилось с расчетом стоимости российской нефти Urals для вычисления налогообложения нефтегазовой отрасли. Сегодня Госдума РФ должна обсудить поправки в Налоговый кодекс РФ, которые были внесены по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака, состоявшегося 11 февраля.

Напомним, что по итогам совещания компании вместе с Минфином договорились ограничить дисконт Urals при расчете НДПИ, НДД и обратного акциза на нефть, а также привязать стоимость российской нефти к Brent.

Источники агентства «Интерфакс» сообщили, что теперь для расчета предлагается применять цены нефти марки Urals не ниже цены Brent, уменьшенной в апреле на $34 за баррель, в мае — на $31 за баррель, в июне — на $28 за баррель, в июле — на $25 за баррель. Кроме того, предлагается увеличить с $20 до $25 за баррель ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин. А также ввести дифференциал при расчете демпфера по дизелю, установив его предел в $10 за баррель. При этом поправки в Налоговый кодекс РФ предусматривают и налоговый кредит добывающим углеводороды на Ямале компаниям. Изменения должны действовать с 1 апреля и до конца 2023 года.

Ранее в России было принято решение добровольно снизить добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки от текущего уровня, чтобы толкнуть вверх мировые цены на нефть.

Кирилл Родионов, независимый эксперт:

«С формальной точки зрения в обновленном варианте налогообложения есть механизм подстройки под изменение цен. Согласно сообщениям СМИ, предельный дисконт будет вступать в силу только в том случае, если в апреле 2023 г. разница в цене между Urals и Brent будет составлять не менее $35 за баррель. Однако Минфин все равно не удержался от „закручивания гаек“: предельный дисконт будет постепенно снижаться, с $34 за баррель в апреле до $25 за баррель в июле, хотя фактическая скидка будет зависеть не от календаря, а от ситуации на рынке, для которой определяющими факторами являются уровень квот ОПЕК+, динамика добычи вне стран альянса, а также политика ФРС США.
Тем самым новый механизм нельзя назвать полностью рыночным, что не пойдет на пользу нефтяникам. Впрочем, это было ожидаемо с учетом того, что Минфин в последние годы из раза в раз выходил победителем из „административного торга“ с нефтяниками.
В конце 2010-х Минфин „продавил“ налоговый маневр — окончательный перенос налогообложения с экспорта на добычу, благодаря чему бюджет в период с 2019 по 2024 гг. должен будет дополнительно получить 1 трлн руб.
Сюда же относится и отмена льгот по НДПИ для выработанных месторождений, а также участков добычи вязкой и высоковязкой нефти, что привело к увеличению налоговой нагрузки для компаний, работающих в Поволжье: например, выплаты „Татнефти“ по НДПИ в 2021 г. выросли почти втрое (со 175,6 млрд руб. до 516,6 млрд руб.), тогда как среднегодовая цена Urals — лишь на 65% (с $41,8 до $68,8 за баррель).
Эти „административные победы“ приходились на сравнительно благополучный для бюджета период, когда цена на нефть устойчиво превышала заложенный в бюджетном правиле уровень ($40 за баррель в 2017 г. после чего „цена отсечения“ ежегодно индексировалась на 2%). Теперь же с бюджетом наступили проблемы: нефтегазовые доходы бюджета в январе 2023 г. снизились на 46% (на 369 млрд руб.) в сравнении с январем 2022 г., а ненефтегазовые — на 28% (на 363 млрд руб.); наряду с увеличением расходов это привело к дефициту в 1,76 трлн руб. Более того, ликвидная часть Фонда национального благосостояния (ФНБ) в период с ноября 2022 г. по январь 2023 г. снизилась 7,6 трлн руб. до 6,3 трлн руб.
Однако наполовину искусственный характер „бюджетного дисконта“ будет выбивать у нефтяников стимулы к предоставлению скидок, благодаря которым морской экспорт нефти не только не сократился, но даже увеличился после эмбарго. По данным S& P Global Platts, его объем вырос с 2,7 млн баррелей нефти в сутки (б/с) в конце ноября 2022 г. до 3,5 млн б/с в начале января 2023 г., из которых на Индию приходилось 1,3 млн б/с, а на Китай — 1,1 млн б/с. „Разворот на Восток“ был бы невозможен без дисконтирования Urals: в январе средняя цена Urals опустилась ниже $50 за баррель.
Соответственно, чем меньше будет скидка, тем ниже будет объем экспорта. Однако это в конечном счете может ударить по бюджету, который сверстан не только исходя из цены на нефть (в $70,1 за баррель), но и из количественных показателей добычи и экспорта, заложенных в федеральный бюджет на 2023 г. (490 млн тонн и 250 млн тонн соответственно). И если целевой показатель добычи уступает уровню докризисного 2021 г. (523,7 млн тонн), то целевой показатель экспорта сильно превышает его (231 млн тонн), и достичь его с учетом налоговых изменений станет еще сложнее.
Поэтому отрасли нужно долгосрочное решение, которое будет учитывать потерю европейского рынка. Таким решением являются котировки Urals CIF с привязкой к портам Индии, которые уже были внедрены агентствами Argus и Platts. Рыночный индикатор не только „примирит“ нефтяников и Минфин, но и обеспечит мягкую адаптацию отрасли к новым экспортным условиям. В противном случае потери понесет не только отрасль, но и Минфин.
Рыночное решение нужно и в отношении демпфера, который призван компенсировать экспортную альтернативу для производителей нефтепродуктов. Какой смысл в экспортной альтернативе после 5 февраля, если на долю ЕС в 2021 г. приходилось 75% экспорта летнего дизельного топлива (ДТ)? Гораздо проще заморозить топливные акцизы, как это было в период в 2005 по 2009 гг., когда акцизы на автомобильный бензин и ДТ оставались на одном и том же уровне. Однако Минфин и здесь преуспел в том, чтобы слишком часто „стричь овечку“: акциз на бензин и ДТ 5 класса с 2023 г. достиг 14 345 руб./т и 9938 руб./т, более чем вдвое превысив уровень 2015 г.
Что касается цен на нефтепродукты, то в 2023 г. цены на бензин и ДТ будут постепенно снижаться в оптовом сегменте: в случае бензина скажется сокращение внутреннего спроса из-за спада продаж новых легковых автомобилей, а в случае ДТ — сокращение экспорта с учетом высокой доли внешних поставок в структуре производства (41% по итогам первых одиннадцати месяцев 2022 г.). Однако нефтяники будут отыгрывать потери за счет розничного сегмента, где будет сохраняться пусть небольшой, но все же рост цен».
"