Posted 24 января 12:00

Published 24 января 12:00

Modified 24 января 20:33

Updated 24 января 20:33

Может ли картель покупателей бросить вызов ОПЕК?

24 января 2023, 12:00
Покупатели нефти в США и ЕС нуждаются в ОПЕК больше, чем ОПЕК — в этих покупателях
Сюжет
ОПЕК

В 2022 году западные импортеры нефти искали способы снизить цены на сырье. Идея создания картеля покупателей черного золота выдвигалась много раз, но она, очевидно, нежизнеспособна без участия в таком картеле Индии и Китая. Похоже, что покупатели нефти в США и особенно в Европе нуждаются в нефти ОПЕК больше, чем ОПЕК нуждается в поставках в эти регионы, пишет Ирина Слав для Oilprice.com.

Первым идею картеля покупателей выдвинул бывший премьер-министр Италии Марио Драги, затем министр финансов США Джанет Йеллен подхватила ее и развила. Что если крупным потребителям нефти объединиться, чтобы противостоять поставщикам, — вот смысл этой идеи.

Впрочем, насчет картеля покупателей многие аналитики настроены скептически. Мировой рынок нефти — рынок продавцов, а это значит, что производители, а не покупатели, имеют возможность диктовать цены.

Аналитик Ави Зальцман из Barron’s считает, что масштабное высвобождение администрацией Байдена 180 миллионов баррелей нефти из стратегического нефтяного резерва (SPR) Соединенных Штатов стало успешным шагом, особенно в сочетании с высвобождением стратегических запасов в других странах.

Действительно, по итогам 2022 года цены на нефть заметно снизились, и это падение частично совпало с выпуском нефти из SPR, потому распродажу поспешили назвать успешным шагом. Скептики, однако, отмечали, что распроданные 180 миллионов баррелей необходимо будет как-то вернуть в стратегический резерв, чтобы он продолжал так называться (и выполнять свою функцию).

Бесчисленные призывы к нефтяной промышленности США увеличить добычу, в конечном итоге переросшие в угрозы, де-факто не привели к какому-либо значительному росту добычи, поэтому вопрос об удачности решения о нефтяной распродаже из SPR остается открытым.

Так что замысел указывать продавцам, какую цену устанавливать на товар, умер, сменившись новым трендом — прекратить импорт российской нефти, чтобы наказать президента России Владимира Путина за конфликт на Украине и сократить доходы бюджета РФ от нефтяного экспорта.

Эту идею поддержали страны G7, а затем и Евросоюз, который пошел дальше и предложил гораздо более суровое «наказание», отразившееся в итоге на самих европейцах, — полное эмбарго на нефть и нефтепродукты из РФ.

С другой стороны, ценовой потолок на нефть (price cap), принятый G7, направлен на то, чтобы сохранить поступление российской нефти на мировые рынки, но уменьшить доходы России от ее продажи. Даже этого факта достаточно, чтобы признать: мир — и особенно Запад — действительно не может отказаться от российской нефти всего за несколько месяцев.

Это также означает, что покупатели на нефтяном рынке не могут взять верх над продавцами, которые более организованы, чем покупатели, и могут влиять на объемы добычи нефти, чтобы сохранить контроль над ценами.

Например, теперь, когда ЕС перестал покупать российскую сырую нефть, поставляемую морским путем, ему пришлось заменить ее нефтью из ближневосточных стран — партнеров России по ОПЕК+.

Еще одно средство смягчения удара высоких цен для импортеров сырой нефти в Европе — топливные субсидии. Национальные правительства Евросоюза субсидировали продажи бензина и дизельного топлива на АЗС, чтобы смягчить и без того значительный финансовый удар, вызванный ситуацией на рынке газа. Также власти стран ЕС ввели налог на непредвиденные доходы нефтегазовых компаний, к огорчению последних, чтобы получить средства для этих субсидий.

Топливные субсидии в странах-потребителях показали, что альтернатива бесплодным просьбам к ОПЕК есть. Она существовала всегда, как и вариант наращивания собственной добычи — именно этим путем пошли США после нефтяного эмбарго в отношении арабских стран в 1970-х годах, когда запрет на импорт черного золота из стран Ближнего Востока вызвал один из самых серьезных экономических кризисов в истории Штатов.

К сожалению, в настоящее время обращение Белого дома с просьбой к ОПЕК не сработало, как не сработал и другой вариант — обращение с просьбой увеличить добычу к американским нефтедобывающим компаниям. Отсутствию результата, вероятно, есть причина, а точнее, две — Китай и Индия.

Индия и Китай — на сегодня крупнейшие в мире импортеры сырой нефти и крупнейшие покупатели ключевых стран-членов ОПЕК+ — могли бы сыграть бы важную роль в любой конфигурации картеля покупателей. Вот только они отказались принимать участие в подобном объединении. Да и зачем им это, когда они получают дешевую, де-факто с внушительной скидкой, российскую нефть в любых необходимых им объемах?

В то же время Саудовская Аравия снизила отпускные цены на сырую нефть для азиатских покупателей и, как ожидается, снизит их снова, чтобы сохранить свою долю на огромном рынке Азии, где перспективы спроса остаются туманными из-за распространения Covid и соответствующих локдаунов в Китае.

Вспомним, когда госсекретарь США добивалась поддержки идеи «потолка» цен со стороны Запада, она направилась в Азию. Средства массовой информации освещали ее визиты в Японию и Южную Корею, была поднята тема договоренностей по price cap (надо отметить, Япония в конечном итоге получила исключение по некоторым пунктам), но фактическими целями Йеллен были именно Китай и Индия. Но миссия американского госсекретаря провалилась, а с ней провалилась и сама идея картеля покупателей нефти — по одной простой причине.

Все завязано на том, кто и в чем нуждается. На данный момент похоже, что покупатели нефти в США и особенно в Европе нуждаются в нефти ОПЕК больше, чем ОПЕК нуждается в поставках нефти в эти регионы.

Стоит учесть, что в США нефть из стран ОПЕК нужна не столько как прямой импорт, сколько как инструмент для ограничения мировых цен на нефть и, соответственно, сдерживания цен на топливо внутри страны. Очевидно, при таком раскладе баланс влияния между покупателями и продавцами распределяется неравномерно.

Адаптированный перевод: Мария Зайцева