Posted 18 января 2023, 13:22
Published 18 января 2023, 13:22
Modified 18 января 2023, 13:32
Updated 18 января 2023, 13:32
Как показали данные Санкт-Петербургской товарной-сырьевой биржи, 18 января Россия продала партию нефти по $50,36, что на $2,83 дороже, чем днем ранее. Пока это еще ниже, чем «потолок» цены, однако динамика очевидна. Сырье дорожает. Растет и стоимость Brent, он уже выше $87 за баррель — впервые с 5 декабря 2022 года. Напомним также, что рост цен на нефть произошел после обнародования данных Bloomberg об увеличении экспорта российского углеводородного сырья морским путем на 30%.
Источает оптимизм и ОПЕК. В своем ежемесячном отчете организация сообщила, что спрос на нефть в Китае вырастет на 510 тыс. б/с. По мнению МЭА, мировое потребление нефти в 2023 году увеличится на 1,9 млн баррелей в сутки, до рекордного уровня в 101,7 млн баррелей, причем примерно половину прироста обеспечит снятие ковидных ограничений в КНР. Добыча нефти в мире в 2023 году также ожидается на рекордном уровне в 101,1 млн баррелей в сутки.
Однако аналитики ANZ предупреждают, что потенциальные потери поставок из России и возобновление работы Китая могут привести к быстрому ужесточению ситуации на рынке. Кстати, в аналитическом отчете SberCIB Investment Research от 16 января 2023 года говорится, что «потолок» цены на российскую нефть, поставляемую морем, могут снизить с $60 до $50 за баррель уже в середине апреля, а это явно принесет дополнительную дозу нервозности на рынок.
«НиК» спрашивает у экспертов, как действуют нерыночные ограничения на российский нефтяной экспорт, а также как будет дальше развиваться ситуация на мировом рынке углеводородов.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:
«Сложно сказать, сколько мы сейчас экспортируем, можно лишь выявлять какие-то тенденции. Явно, что в декабре было снижение объемов экспорта. При этом западные издания посчитали, что это эффект от введения «потолка» цены на российскую нефть, и он свидетельствует об эффективной работе данных нерыночных ограничений.
Хотя само по себе сокращение экспорта не является тем эффектом, которого хотели добиться авторы этих ограничений. Наоборот, «потолок» цены вводился в качестве меры, которая должна была позволить свободно экспортировать российскую нефть в полном объеме, чтобы Россия могла насыщать своим сырьем мировой рынок, но при этом не зарабатывать. Поэтому сокращение экспорта — это как раз негативный эффект, на который западные страны не рассчитывали. В противном случае они бы просто вводили эмбарго на российскую нефть и запрещали ее кому-либо покупать.
Тем не менее «потолок» цены вызвал проблемы, которые повлияли на объем экспорта, и отрицать это тоже не стоит. По любым ценам компании стали бояться перевозить российскую нефть. С 15 декабря 2022 года по 15 января 2023 средняя цена Urals, по данным российского Минфина, была в районе $46 за баррель, то есть сильно ниже «потолка». Но международные компании предпочитали не работать с российской нефтью, поскольку до конца не понимали, что с ней можно делать: как отчитываться о соблюдении санкций, какую справку должен запросить владелец судна о стоимости сырья, в какой она должна быть форме, обязан ли он проверять эти данные и т. д. «Сумеречного флота», который бы перевозил российскую нефть, возможно, недостаточно для транспортировки всех объемов сырья. Проблемы с флотом и логистикой как раз и стали одной из причин сокращения продаж в декабре. Другая причина вполне банальна — зимой больше штормов. В Новороссийске, например, шторма были постоянно, поэтому сократился экспорт. Это нормальное явление.
В январе определенное восстановление экспорта все же произошло. Первичные страхи у международных компаний отступают, и налаживается работа теневого флота, в Новороссийске сокращаются шторма. Но, я думаю, все равно в ближайшие месяцы будет переходный период, когда экспорт будет чуть меньше, чем до введения «потолка» цены.
Напомню, что 5 декабря начал работать не только «потолок» цены, но и эмбарго. Поэтому мы видим повторение эффекта, который уже был весной 2022 года, когда с первого апреля европейские компании отказывались от российского сырья, а также США ввели свое эмбарго. Тогда произошла первая волна перестроения рынков, и российское сырье начало уходить в Азию. Тогда мы сокращали экспорт и увеличивали скидку на свою продукцию, поскольку нам надо было продвигаться на новых рынках.
В настоящее время ситуация повторяется. Нам надо окончательно выходить на азиатские рынки, это также может вызвать определенные временные сложности с контрактированием и перевозкой. Поэтому российским компаниям приходится возвращаться к той же скидке, что и была весной 2022 года ($35 на баррель). Но это возвращение к ситуации апреля прошлого года позволяет России восстановить объемы экспорта.
Эмбарго со стороны ЕС стало меньшей проблемой, чем «потолок» цены. Логистические потоки в Азию уже были отработаны, как и поставки на другие рынки с цель переработки и дальнейшей продажи нефтепродуктов в Европу. С лета 2022 года применяется схема, когда нефть отправляется в Индию, а потом уже преимущественно дизель идет в ЕС. Такие операции очень выгодны индийским нефтепереработчикам. Сейчас это будет носить более массовый характер, по причине того, что России окончательно придется переходить к продажам сырья в Азию. Кстати, скидки повышают и рентабельность операций с Китаем, у которых больше транспортное плечо».