Максим Барский Сибантрацит

15 января 2023, 13:35
Российский производитель металлургических углей прошел путь от рядового предприятия до международного лидера. Стратегию по наращиванию объемов производства и усилению экспорта предложил известный своими проектами в добывающей отрасли управленец Максим Барский.

«Сибантрацит» при его участии занял место ведущего игрока на глобальном рынке.

Максим Барский. «Сибантрацит» — концепция развития

Барский Максим Геннадьевич сыграл решающую роль в росте капитализации ряда нефтедобывающих компаний. Начав карьеру в инвесткомпании «Тройка Диалог», уже через 10 лет взял под свое управление ТНК-BP и поднял рыночную оценку компании в три раза.

С собственником «Сибантрацита» Дмитрием Босовым управленец познакомился в 1999-м. А в 2001-м партнеры приняли совместное участие в проекте развития российского интернет-провайдера Cityline. Максим Геннадьевич разработал и реализовал стратегию масштабной экспансии компании на региональные рынки.

Позже Барский Максим по приглашению Босова помог вывести из кризиса Vostok Oil. Топ-менеджер провел ребрендинг нефтяной компании и перестроил управленческие процессы. В результате стоимость НК выросла с $60 млн до $4,5 млрд.

В инвестсреде управленец заслужил репутацию сильного стратега. За способность добиваться высоких результатов в бизнесе в 2018-м Босов пригласил его на роль операционного менеджера в компанию «Сибантрацит». К тому моменту предприятие уже стало заметным игроком на мировом угольном рынке.

Стояла задача масштабировать угледобывающую компанию, отметил в одном из интервью Максим Барский. «Сибантрацит» при участии топ-менеджера должен был занять лидирующие позиции на глобальном рынке. Амбициозная цель требовала нового подхода к управлению.

«Сибантрацит»: от разрозненных активов — к единой группе

Максим Геннадьевич Барский провел скрупулезный анализ деятельности предприятия. На основе полученных данных он разработал многоэтапную стратегию развития, которая позволила производителю металлургических углей сократить издержки производства, расширить каналы сбыта и максимизировать выручку.

Управленец обратил внимание, что два из трех угледобывающих активов «Сибантрацита» ведут разработку соседних карьеров в Новосибирской области. Более того, и АО «Сибирский антрацит», и ООО «Разрез Восточный» добывают один и тот же сорт угля — антрацит. Это приводило к возникновению конкуренции между ними и, как следствие, — к снижению стоимости готовой продукции.

Потому первым шагом в стратегии стало объединение угледобывающих активов. Под управлением опытного топ-менеджера в группу вошли новосибирские предприятия, а также производитель угля марки «Т» — ООО «Разрез Кийзасский» в Кузбассе.

На глобальном рынке наибольшим спросом пользовался антрацит высшей категории марки UHG. При этом, выйдя на рынок с одним продуктом, можно предлагать клиентам всю линейку угольных марок. «Сибантрацит» после консолидации получил такую возможность.

Заняв пост генерального директора, Барский предложил реализовать следующий этап стратегии — отказаться от посредников. Представители группы провели ряд встреч с главами компаний-лидеров мировой металлургической промышленности. Маневр позволил вести бизнес с международными партнерами напрямую, исключив трейдеров из цепочки продаж.

«Сибантрацит» смог занять лидирующие позиции на рынках Индии и Китая, прервав многолетнее сотрудничество с крупнейшим в стране угольным трейдером Carbo One. По инициативе Барского был налажен технологический процесс создания высококачественной угольной марки, наиболее востребованной в этих двух странах.

В результате всех проведенных преобразований угольный гигант значительно нарастил маржинальность и инвестиционную привлекательность бизнеса.

Группа «Сибантрацит» занимает новые рынки

Под руководством Максима Барского «Сибантрацит» продолжил увеличивать активы. Компания выиграла лицензию на второй участок в Кузбассе, обеспечив себе ресурсную базу для добычи более 20 млн тонн угля марки «Т». В 2019-м была зарегистрирована база «Лесная» для обогащения энергетических углей.

Рост производства потребовал расширения географии сбыта продукции. Для выхода на новые рынки и усиления присутствия на уже освоенных площадках предприятие приступило к реализации третьего шага стратегии Барского — повышение логистической доступности.

«Сибантрацит» подписал долгосрочный контракт с черноморским портом Тамань. Оттуда угольная продукция большегрузными судами поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), самым крупным покупателем на территории которого является Китай. Стратегическое партнерство с портом Тамань позволило производить отгрузку большими париями, что положительно сказалось на товарообороте.

Помимо этого, по инициативе Барского «Сибантрацит» начал осваивать экспорт продукции по Северному морскому пути. Из терминала НКТ «Юг-2» порта Усть-Луга была организована бесперебойная поставка металлургических углей в Южную Корею и открыты новые возможности для сотрудничества с другими странами АТР.

Благодаря освоению новых морских путей предприятию удалось закрепиться в качестве лидера по отгрузке металлургических углей в Индию и Китай.

Четвертым шагом стратегического плана Барского стала работа по снижению себестоимости продукции. Группа взяла на себя управление технологическим процессом производства в Кузбассе. Данный подход существенно сократил издержки. Позже примеру угольного гиганта последовали и другие компании отрасли.

Применение всех четырех элементов стратегического плана, предложенного Барским, сделало «Сибантрацит» важнейшим участником глобального рынка.

Подпишитесь