Posted 11 января 08:33

Published 11 января 08:33

Modified 11 января 08:35

Updated 11 января 08:35

Покупка арктических сортов нефти РФ выгодна КНР с дисконтом не менее $10 за баррель

11 января 2023, 08:33
Эксперты рассказали, почему Китай покупает нефть из российской Арктики

Накануне стало известно, что Китай наращивает закупки нефти из России, причем в корзине увеличивается число наименований доля сортов нефти из Арктического региона. Bloomberg, опубликовавший данные, отмечает, что сорт ВСТО, например, продается по цене около «потолка», установленного G7 (на Urals скидка порой достигает $30+ за баррель, напомним).

Так, по данным Vortexa, три партии с поставкой в январе–феврале, включают в себя сорта «Варандей» и «Новый порт», а также арктический сорт Arco, с отгрузкой из Мурманска. Раньше такая нефть шла на европейский рынок, но после введения эмбарго все большие объемы отправляются в Индию и Китай. В перспективе арктические сорта нефти из РФ могут заменить на китайском рынке похожую ближневосточную нефть, например иракскую Basrah Heavy.

Bfm.ru спросил экспертов, насколько выгодно сейчас Китаю покупать нефть из России и для чего переработчикам КНР арктические сорта.

«Есть специфические арктические сорта нефти, которые добываются на севере, главное месторождение — это Приразломное «Газпромнефти». Конечно, там объемы несопоставимые по сравнению с тем, сколько у нас продается Urals, но тем не менее несколько танкеров в неделю они могут отправить,

— отметил для Bfm.ru ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.

В принципе, если китайские или индийские переработчики тоже научатся работать с конкретными физико-техническими свойствами этой нефти, это не будет удивительно. Поэтому при наличии дисконта эти сорта нефти тоже могут продаваться в Индию и Китай. Да, это вроде бы далеко, надо грузиться в Мурманске, потом идти в обход Европы, через Средиземное море, в Суэцкий канал в Индию, но, в принципе, это работает. Саудовская Аравия и Эмираты сами понимают, что сейчас на России отработают санкционный механизм, а потом могут применить его на самих арабских странах, поэтому в сторону Запада эти страны не идут, по-прежнему отказываются резко увеличивать добычу, что и позволяет иметь ситуацию, при которой российская нефть не идет в Европу морским путем, зато в Европу идут большие поставки нефти с Ближнего Востока, освобождая пространство на азиатских рынках. Это все заложено в дисконте. Откуда он возникает? Это дополнительная плата за перевозку, если имеется в виду расстояние, плюс дополнительная плата страховщикам и перевозчикам, которые готовы с Россией рисковать работать. Отсюда и новости, что российская нефть стоит около $40 за баррель, какие-то партии продавались по цене ниже $40 за баррель, при том что баррель стоит больше $70 за баррель».

Покупка арктических сортов из РФ выгодна Китаю благодаря дисконту размером не меньше $10 за баррель, сказал Bfm.ru главный редактор журнала «Нефть и капитал» Владимир Бобылев:

«Российские сорта нефти, которые добываются в Восточной Сибири и на севере, отличаются по составу от экспортной смеси Urals более низким содержанием серы, в связи с этим эти более легкие сорта пригодны для производства качественного дизельного топлива, и с точки зрения маржинальности переработки и производства нефтепродуктов более выгодны. Это привлекательный рынок сбыта для РФ, потому что прежде всего, как мы понимаем и знаем, экономики Китая и Индии растущие, плюс эти страны обладают большими мощностями по переработке. В частности, в Китае сосредоточено большое количество НПЗ, причем не только государственных, но и частных, которые сейчас получают квоты на приобретение российской нефти. Это немаловажный фактор, который обуславливает для Китая выгодность этого процесса: они покупают российскую нефть с существенными скидками, а китайцы производят из этой нефти нефтепродукты, которые они беспрепятственно поставляют в Европу, потому что на продукты, произведенные в Китае, эмбарго нет. А ситуация с дизелем в Европе достаточно сложная, цена на него растет, поэтому китайские нефтепродукты там с удовольствием покупают. По итогам прошлого года бюджетные доходы от поставок нефти выросли за счет роста цен. Что будет в этом году? Скорее всего, потери будут, потому что объемы сократились резко, плюс с 5 февраля мы ожидаем эмбарго на поставку российских нефтепродуктов».