Шесть стран, входящих в Совет сотрудничества стран Персидского залива, являются нефтяными и газовыми гигантами, которые находятся на пути к рекордному профициту бюджета в этом году благодаря высоким ценам на нефть и газ. Стремясь диверсифицировать свою экономику, эти страны сейчас вкладывают полученные средства в проекты в области чистой энергетики. Саудовская Аравия и ОАЭ, две страны-лидера региона, инвестируют в солнечную и ветроэнергетику, водородные и ядерные проекты и даже проекты по переработке отходов в энергию, пишет Oilprice.
В 2022 году Саудовская Аравия и несколько других стран Ближнего Востока сообщили о рекордном профиците бюджета благодаря высоким ценам на нефть и газ. По предварительной оценке министерства финансов королевства, профицит бюджета страны на 2022 год составит 102 млрд риалов ($27 млрд) — 2,6% от его валового внутреннего продукта (ВВП). В 2022 году общий доход составит около $1,234 трлн риалов против расходов в размере около $1,132 трлн риалов.
Страны Ближнего Востока осознают, насколько зависимыми стали их экономики от нефти и газа. Именно по этой причине Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива активно инвестируют в возобновляемые источники энергии.
Согласно ежегодному отчету BCG о слияниях и поглощениях, 10,3% всех сделок по слияниям и поглощениям относятся к «зеленой» энергетике, при этом с 2001 года активность по «зеленым» слияниям и поглощениям увеличилась в четыре раза. BCG сообщает, что за первые три квартала 2022 года на Ближнем Востоке было зарегистрировано 283 «зеленых» сделки на общую сумму $23,8 млрд, что на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В отчете прогнозируется, что число сделок увеличивается из экологических соображений несмотря на неблагоприятные макроэкономические условия.
«Зеленые» сделки очень популярны в регионе. Стремительный рост сделок в области устойчивого развития на Ближнем Востоке является очевидным результатом влияния национальных программ экономических преобразований, разработанных для стран, стремящихся к «чистому нулю» [нулевым выбросам — «НиК»].
Из всех стран Персидского залива именно Саудовская Аравия и ОАЭ признаны лидерами в области инвестиций в чистую энергетику.
Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бин Салман в прошлом году вызвал волну обсуждений в нефтяном сообществе после того, как сообщил Bloomberg News, что Саудовская Аравия намерена выкачать всю нефть до последней капли.
Однако КСА в то же время поставило перед собой цель создать около 60 ГВт мощностей из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) к концу десятилетия, что сопоставимо с мощностью примерно в 80 ГВт электростанций, работающих на газе или нефти.
До сих пор Саудовская Аравия добилась лишь ограниченного прогресса в освоении ВИЭ: в эксплуатации находится всего 300 МВт генерирующих мощностей солнечной энергетики, еще 400 МВт мощностей ветроэнергетики — в стадии строительства.
Саудовская Аравия с ее выжженными солнцем просторами и устойчивым бризом Красного моря является превосходным местом для производства энергии из ВИЭ. Вместе с тем в прошлом году национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco вызвала шок на газовом рынке, заявив о начале разработки крупнейшего месторождения сланцевого газа за пределами США. Saudi Aramco сообщила, что в течение следующих двух лет планирует потратить $110 млрд на разработку газового месторождения Джафура, запасы которого оцениваются в 200 трлн куб. футов газа. Государственная компания надеется начать добычу на Джафуре в 2024 году, к 2036 году получать до 2,2 млрд куб. футов товарного газа плюс 425 млн куб. футов этана в сутки.
Два года назад Aramco заявила, что не станет сжижать получаемый газ и экспортировать его в виде СПГ — она будет перерабатывать его в гораздо более чистое топливо, а именно в «голубой» водород.
Таким образом, Saudi Aramco сообщила инвесторам об отказе от планов по развитию сектора СПГ в пользу сектора водорода. Глава компании Амин Нассер сказал, что в ближайших планах королевства — производство достаточного количества природного газа для внутреннего использования, чтобы прекратить сжигание нефтепродуктов на своих электростанциях. Оставшуюся часть газа направят на производство водорода. «Голубой» водород получают из природного газа либо методом парового риформинга метана (SMR), либо методом автоматического термического риформинга (ATR) с улавливанием образующегося CO2 с последующим его захоронением. И поскольку парниковые газы в процессе риформинга улавливаются, воздействие на окружающую среду минимизируется.
В 2020 году Saudi Aramco осуществила первую в мире поставку голубого аммиака — из Саудовской Аравии в Японию. Япония — страна, чей горный рельеф и экстремальная сейсмическая активность делают ее непригодной для развития устойчивой возобновляемой энергетики. Поэтому Япония ищет надежных поставщиков водородного топлива, в список которых входят Саудовская Аравия и Австралия.
Также правительство Саудовской Аравии строит завод стоимостью $5 млрд, который к 2025 году будет производить экологически чистый водород для энергообеспечения будущего мегаполиса Неом. Водородная установка, получившая название Helios Green Fuels, будет работать на энергии солнца и ветра для выработки 4 ГВт чистой энергии, которая используется для производства водорода с помощью ВИЭ («зеленого» водорода).
Очень важный момент: Helios вскоре сможет производить экологически чистый водород, который будет дешевле нефти.
По оценкам Bloomberg New Energy Finance (BNEF), к 2030 году стоимость водорода, произведенного на Helios, может достичь $1,5 за килограмм, что намного дешевле средней стоимости «зеленого» водорода ($5 за килограмм) и даже дешевле «серого» водорода, получаемого методом крекинга из природного газа. Саудовская Аравия обладает серьезным конкурентным преимуществом в сфере производства экологически чистого водорода благодаря изобилию солнечного света, ветра и обширным участкам неиспользуемой земли.
Ранее Германия уже заявила, что ей нужны огромные объемы «зеленого» водорода, и надеется, что Саудовская Аравия станет ключевым его поставщиком. Два года назад кабинет министров ФРГ обязался инвестировать €9 млрд (около $10,2 млрд) в водородные технологии в попытке декарбонизировать экономику и сократить выбросы CO2. Правительство предложило построить электролизную установку для производства топливного водорода мощностью 5 ГВт к 2030 году и нарастить ее мощность еще на 5 ГВт к 2040 году.
Ведущая европейская экономическая держава осознала, что не может сделать это в одиночку и будет нуждаться в поставщиках, таких как Саудовская Аравия, особенно в связи с тем, что ФРГ взяла на себя обязательства удвоить мощности в «зеленой» энергетике после серии разрушительных наводнений в стране.
В прошлом году Корпорация ядерной энергии Эмиратов (ENEC) объявила о вводе в эксплуатацию первой в истории страны атомной электростанции — первого энергоблока АЭС «Барака» (Barakah).
Атомная станция мощностью 1400 МВт стала крупнейшей генерирующей электростанцией ОАЭ и теперь обеспечивает «постоянные, надежные и устойчивые поставки электроэнергии круглосуточно». ENEC заявляет, что первый энергоблок АЭС Барака «возглавил крупнейшую работу по декарбонизации среди всех отраслей промышленности в ОАЭ на сегодняшний день».
Следуя по стопам Саудовской Аравии, ОАЭ также закладывают прочную основу для энергетического перехода.
Masdar, подразделение чистой энергетики суверенного фонда Абу-Даби Mubadala, наращивает мощности по возобновляемым источникам энергии в Центральной Азии после подписания в апреле 2021 года соглашения о разработке проекта по солнечной энергетике в Азербайджане.
С момента своего основания в 2006 году Masdar создала портфель активов в области возобновляемых источников энергии в 30 различных странах, инвестировав около $20 млрд в развитие 11 ГВт мощностей по производству энергии из солнца, ветра и переработке отходов в энергию.
И теперь Masdar заявляет, что намерена использовать опыт, полученный за рубежом, для развития мощностей по производству чистой энергии у себя дома.
Например, Masdar планирует развивать пока относительно небольшие ветровые мощности в ОАЭ путем развития собственных ветропарков, где будут использоваться новейшие турбины, которые способны вырабатывать электроэнергию даже при низких скоростях ветра.
Кроме того, компания также вложит $1,1 млрд в проект по утилизации мусора
на одном из крупнейших в мире комплексов по переработке отходов в энергию. После завершения строительства заводы будут сжигать почти две трети бытовых отходов, которые ежегодно образуются в стране.