Posted 23 декабря 2022, 09:29
Published 23 декабря 2022, 09:29
Modified 23 декабря 2022, 10:15
Updated 23 декабря 2022, 10:15
С наступлением зимы начинает взрываться газ. Происходит это на самых разных объектах газовой инфраструктуры страны, поэтому единого сценария газовых ЧП практически не существует.
Каждый год газовое хозяйство России приносит новые сюрпризы. В 2021 году с наступлением холодов начались массовые взрывы газа в газифицированном муниципальном секторе. Уже 2022 году ЧП с газом происходили главным образом в домах с пропан-бутановыми баллонами.
Однако вместе с взрывами в жилом секторе последние месяцы принесли еще и ряд резонансных аварий на магистральных газопроводах.
Конечно, наиболее серьезные взрывы произошли на нитках газопровода «Северный поток». Всем очевидно, что это были диверсии не в российских территориальных водах. Вряд ли «Газпром» мог физически охранять газопроводы в юрисдикции другого государства, тем не менее технические средства для наблюдением за подводной инфраструктурой, скорее всего, имеются. Вопрос лишь в том, использовались ли они. Стоит отметить, что после подрывов «Северных потоков» аварии на магистральных газопроводах происходили уже в России.
Вот три последних случая аварий на газопроводах: 31 октября в Санкт-Петербурге произошел хлопок газа из-за разгерметизации подземного газопровода. Из-за аварии в 150 метрах от жилых домов образовалась воронка диаметром 15 метров, оказались повреждены более 30 припаркованных автомобилей; 19 ноября во Всеволожском районе Ленинградской области на 782-м километре произошел разрыв магистрального газопровода «Белоусово — Ленинград» с возгоранием. В результате были отключены шесть газораспределительных станций, в МЧС России причиной пожара на газопроводе назвали «разгерметизацию с последующим возгоранием».
Ну и наиболее резонансное ЧП случилось 20 декабря на поземном газопроводе близ деревни Ямбахтино Вурнарского района Чувашии. Внимание к этой аварии было приковано не только в России, поскольку взрыв произошел на магистральном газопроводе «Уренгой — Помары — Ужгород», который до сих пор снабжает газом страны ЕС (магистраль пересекает российско-украинскую границу у станции «Суджа» в Курской области). Кроме того, ответвления от него идут к «Турецкому потоку», а также к газопроводам в Среднюю Азию.
После аварии сообщалось, что до возгорания на магистрали велись работы эксплуатирующей организацией «Заволжское линейное управление магистральных газопроводов «Газпром Трансгаз Нижний Новгород». В результате взрыва погибли три человека, один ранен. Согласно данным МЧС, причиной возгорания стала утечка газа.
По понятным причинам сразу после новостей из Чувашии цена на газ на европейских биржах подскочила до $1250 за тысячу кубометров. Однако транзит не прекратился, поэтому стоимость газа понизилась.
Стоит отметить, что последнее ЧП стало одним звеном в череде аварий, которые произошли на газопроводах за 2020–2022 годы. Всего их было 47, и это только те, о которых стало известно федеральным СМИ.
Стоит отметить, что большой процент этих ЧП произошел не по вине «человеческого фактора», а, судя по всему, из-за проблем технического состояния газовых коммуникаций. Недавно Совет директоров «Газпрома» утвердил рекордную инвестиционную программу компании на 2023 г. в объеме 2,3 трлн руб. Очевидно, что разворот на Восток потребует от холдинга новых строек, в том числе и газотранспортных мощностей. Среди приоритетных проектов: развитие Ямальского, Якутского и Иркутского центров газодобычи, газопровода «Сила Сибири», газоперерабатывающего комплекса «Газпрома», проекты, обеспечивающие пиковый баланс газа. Одобренный финансовый план обеспечит покрытие обязательств «Газпрома» без дефицита, в полном объеме.
Все это хорошо, однако хочется надеяться, что «Газпром» уделит внимание уже действующей газовой инфраструктуре, по крайней мере в такой степени, чтобы исключить ЧП. Ведь уже следующий год такой прибыли «Газпрому» скорее всего не принесет. Кроме того, не стоит забывать и про активную газификацию. Это важный социальный фактор, но стоит стремиться не только к строительству новых газопроводов, но и добиваться высокой культуры обслуживания всей газовой инфраструктуры страны.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в интервью «НиК» отметил, что магистральные газопроводы построены давно и все технологии их обслуживания отработаны:
«В чистом виде человеческий фактор в авариях на магистральных газопроводах роли, скорее всего, не играет, а вот износ оборудования действительно может привести к авариям. Газопроводу „Уренгой — Помары — Ужгород“ более полувека, поэтому бестолковость во время проведения ремонтных работ, помноженная на износ оборудования, вполне могла стать причиной трагедии»,
— подчеркнул эксперт.
По его словам, сама по себе газификация предполагает как раз установку нового оборудования, то есть инфраструктура должна улучшиться, однако это произойдет, только если компания не будет скупиться и обращать внимание на качество.