То есть именно санкциям под силу провести такую работу, на которую были не способны отечественные регуляторы за последние тридцать лет.
Напомним, что в экспертной среде уже давно обсуждается роль западных ценовых агентств в падении стоимости российской нефти. По крайней мере многие отмечают, что методы расчета котировок Urals весьма субъективны и зачастую совсем не репрезентативны. Поэтому путь к независимости для российской нефтяной отрасли лежит в том числе и в плоскости создания собственного ценового агентства. Они, кстати, имеются у всех уважающих себя нефтяных экспортеров. Российские компании и правительство это признают, однако непросто отказаться от уже отработанного механизма получения прибыли ради больших стратегических целей.
Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В своем девятом пакете санкций Евросоюз запретил оказание России услуг в сферах рекламы, маркетинговых исследований, опросов. Деятельность западных ценовых агентств, в том числе и агентства Argus, как раз и попадает под эту статью.
«Международное независимое ценовое агентство Argus освещает энергетические и товарно-сырьевые рынки, предлагает консалтинговые услуги и организует отраслевые конференции»,
— говорится на официальном сайте компании. Отметим, что консалтинговые услуги попали под санкции ранее, по этой причине с российскими клиентами официально перестало работать агентство Platts. Однако Argus пока из России не ушел, но вот как будет складываться его деятельность теперь, неизвестно. Благодаря новым ограничениям агентство может свернуть свою деятельность в нашей стране в любой момент.
Гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова считает, что деятельность маркетинговых исследований зарубежных консалтинговых компаний на территории России подпадает под санкции в рамках реализации нового пакета санкций:
«Это очередное решение, лишающее прибыли зарубежных компаний на российском рынке. При этом оно точно не нанесет удара по российским заказчикам исследований и информации, но приведет к тому, что в исследовательскую и ценовую нишу на российском рынке вернуться зарубежному консалтингу будет сложно»,
— заметила эксперт.
Вместе с тем надо понимать, что агентство Argus с штаб-квартирой в Лондоне не только помогало еврочиновникам высчитывать предельный «потолок» цен на российскую нефть — на его котировках до сих пор строит свои расчеты Минфин РФ. Кроме того, именно ценообразование Urals, которое создает эта западная структура, активно используется и на внутреннем рынке, то есть российские НПЗ у российских нефтяных компаний покупают нефть, добытую в России, по котировкам Argus! Все это естественным образом транслируется в стоимость топлива, поэтому получается, что работу данного ценового агентства из собственного кармана оплачивает каждый россиянин. Причем это не вероломное желание нефтяников дороже продавать свою нефть на российском рынке, просто именно котировки Argus на законодательном уровне являются основой для налогообложения отрасли и именно они во многом формируют российский бюджет. Данные по ценам на нефть Urals используются в рамках методики расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных пошлин, других обязательных платежей.
По словам Сафоновой, использование зарубежных котировок для целей налогообложения «регулируется статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации и распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2002 г. № 1118-р, на основании которых Минэкономразвития России публикует среднюю за истекший месяц цену на нефть сорта „Юралс“ на основании данных, предоставляемых агентством Argus Rus Limited».
Эксперт пояснила, что с учетом котировки Argus рассчитываются налоговые поступления в бюджет России. Следовательно, нефтегазовые доходы России будут контролироваться зарубежными странами, что и предполагалось делать за счет нефтяного эмбарго и «потолка»:
«То есть если срочно не принять меры по изменению подходов к использованию фактических индексов цен на российскую нефть, то по итогам декабря мы увидим значение, приближенное к тому самому пресловутому „потолку“, установленному коалицией»,
— заявила Сафонова.
Иными словами, как бы Россия не отвечала на «потолок» цен, ее бюджет благодаря котировкам Argus, которые учитывает российский Минфин, будет получать ровно столько нефтяных доходов, сколько ему позволят иметь страны G7.
«Котировки Argus используются российским Минфином для расчета налогов. Это удивительно. Я не уверен, что долгосрочным интересам России отвечает расчет налогов на базе котировок Argus. Теперь Минфин будет переключаться на другие механизмы, я буду этому рад»,
— заявил эксперт ФНЭБ и Финансового университета Станислав Митрахович.
При этом в нашей стране до сих пор отсутствует правовая база для работы ценовых агентств. Все они являются средствами массовой информации. Напомним, что СМИ несут ответственность за распространение заведомо ложной информации или клеветы, но все это к формированию котировок не относится. То есть нет никакой признанной методики, на основании которой может проводиться расчет стоимости нефти.
Как пояснили «НиК» источники в отрасли, в ряде случаев тот же Argus просто обзванивал трех трейдеров и на основании принятой от них информации запросто формировал котировки в том или ином регионе. Никакой ответственности за свою деятельность агентство не несет, поскольку СМИ может лишь информировать. Это можно было бы понять, если бы информацией Argus пользовались бы только участники рынка, но котировки агентства использует российское правительство. Впрочем, Минфин методы определения стоимости российской нефти не смущают.
Методика расчета котировок российской нефти на внешних рынках — это отдельная история. 10 ноября 2022 года Argus на своем официальном сайте опубликовал новую методику определения цен на нефть Urals на северо-западе Европы и в Средиземноморье на условиях Инкотермс. Базисом стали считать поставки FOB Rotterdam и FOB Augusta вместо CIF. То есть теперь Argus не учитывает ряд важных слагаемых цены (доставка, страховки, перевалка), поэтому и котировки становятся ниже. Сравнительный анализ показывает отсутствие четкой корреляции между расчетными значениями стоимости Urals и значениями котировок. Более того, в этом году такие расхождения достигали $20.
«В последние месяцы устанавливаемые зарубежными агентствами дисконты на российскую нефть значительно ниже относительно фактической цены реализации. Так, по данным Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора „НААНС-МЕДИА“ цены фактических сделок с нефтью Urals FOB Приморск в ноябре 2022 года достигали уровня $73 за баррель, тогда как значение Argus за ноябрь 2022 года составило $66,69 за баррель»,
— отметила Сафонова.
Кстати, в сентябре текущего года Банк России все же задумался о подготовке отдельного федерального закона, которым будет регулироваться деятельность ценовых информационных агентств:
«Мы прорабатываем вопрос возможной разработки закона об информационных агентствах. Установить для них определенные требования, такие же, какие есть на международном рынке у этих инфорамгентств, требования к провайдерам информации, к источникам, к администраторам тех или иных индикаторов и индексов»,
— цитировал слова директора департамента инфраструктуры финансового рынка ЦБ Ларисы Селютиной «Интерфакс».
В то же время новых ценовых агентств банк создавать не хочет:
«Мы, Банк России, уже сегодня для целей своего регулирования там, где мы использовали информацию ценовых агентств, таких как Bloomberg, Reuters, допустили возможность использования информации российских информагентств, таких как Cbonds, ценовой центр НРД, „Интерфакс“. Это дало толчок развитию их информационного бизнеса, они уже сейчас все больше востребованы как источники информации. Это уже прообраз того, что у нас появились свои (ценовые) информационные агентства»,
— заявляла Селютина.
Кроме того, по ее словам, значительным массивом данных по сделкам располагают биржи:
«Например, СПбМТСБ имеет огромный объем информации о товарах как по результатам организованных торгов, так и по результатам того, что ей отчитывают внебиржевые контракты по тем товарам, которые торгуются на бирже».
Стоит отметить, что ФАС России и СПбМТСБ говорили о создании в конце 2022 года отечественного ценового индикатора на российскую нефть, так как у биржи для этого уже есть все необходимые механизмы. А именно возможность отслеживать рынок нефти, в том числе и через регистрацию внебиржевых сделок, регистрация таких договоров осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 623. После этого на основе достоверной ценовой информации о реально заключенных сделках можно рассчитывать размеры бюджетных платежей без использования данных иностранных ценовых агентств.
Кроме того, в августе 2022 года ФАС предлагала расширить список предоставляемых на биржу СПбМТСБ данных о внебиржевых договорах по поставкам нефти, что послужит развитию репрезентативных национальных индексов. Они, в отличие от методик зарубежных ценовых агентств, будут создаваться на достоверной и документально подтвержденной информации о реально заключаемых сделках, а не на субъективных опросных данных. Идея прекрасная! Но вот конец 2022 года настал, и где же отечественный ценовой индикатор?
При этом пока реальный объем реализации сырой нефти через СПбМТСБ выглядит грустно. За девять месяцев 2022 года на бирже продано 77,775 тыс. тонн нефти, хотя внутренний рынок России составляет около 280 млн тонн. Впрочем, согласно документам биржи, внебиржевых договоров по нефти зарегистрировано на 340,9 млн тонн.
Тамара Сафонова заметила, что создание национального ценового агентства уже не первый год является важной стратегической задачей России:
«Еще в 2015 году я была координатором экспертной группы в Государственной Думе по формированию национальных ценовых индикаторов, однако работа была прервана в связи с предстоящим запуском фьючерса на нефть Urals».
Она отметила, что СПБМТСБ безусловно располагает потенциалом по формированию прямых котировок на российскую нефть, однако в совокупности с национальным или независимым ценовым агентством можно было бы достичь синергетических результатов еще до начала эпохи нерыночного регулирования торговых операций с российскими углеводородами со стороны коалиции недружественных стран.
И все же, как говорится, лучше поздно, чем некогда. Станислав Митрахович предположил, что закон о работе ценовых агентств может стать шагом для создания российских бенчмарков или российских аналитических продуктов, на базе которых будет выстраиваться расчет налогов:
«Но пока все эти перспективы очень туманны. Непонятно, клюнул ли нас петух в достаточной степени, чтобы сейчас кто-то зашевелился. Раньше это не делали, потому что объем продаж российского сырья не всегда был достаточен, покупателям это было неудобно, бюрократам и российским предпринимателям хотелось использовать западные инструменты»,
— напомнил эксперт.
Он считает, что сейчас нужно провести большую работу как со стороны российского правительства, так и со стороны компаний:
«Нужна и деятельность энергодипломатов, которые бы договаривались с азиатскими потребителями работать вне долларовой юрисдикции, вне западного ценообразования и логистики, то есть вне всего того энергорынка, который выстраивался западом со времен войны Судного дня 1973 года. Если начать об этом говорить с нашими партнерами Турцией, Индией, Китаем и т. д., наверное, какого-то результата мы достигнем, но инерция сложившейся годами системы большая. Для выстраивания новой, потребуются годы»,
— резюмировал Митрахович.