Posted 16 декабря 2022, 11:00
Published 16 декабря 2022, 11:00
Modified 16 декабря 2022, 11:14
Updated 16 декабря 2022, 11:14
Призрак «Союза» напугал Вашингтон. Прошло всего полтора месяца с того момента, как США выбрали Узбекистан новой страной, которая будет представлять интересы Штатов в Средней Азии, а тут Россия на взаимовыгодной основе захотела объединить газовые интересы трех стран — России, Казахстана и Узбекистана, нельзя же так вероломно нарушать планы администрации Байдена!
Все началось с того, что 28 ноября президент России Владимир Путин предложил создать координационный механизм в рамках газового союза между РФ, Казахстаном и Узбекистаном. Возможно, для этого понадобится некое юридическое лицо, заявил 29 ноября журналистам пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. Говоря о причинах создания такого союза, Песков обратил внимание, что и у Казахстана, и у Узбекистана достаточно быстро развивается экономика, в том числе растут внутренние потребности в газе.
«Кроме того, обе страны торгуют также на внешних рынках. Торгует на внешних рынках, естественно, и Российская Федерация. И, конечно, это требует определенной синхронизации»,
— указал он.
Затем начался шквал негативных оценок данного предложения российской стороны, главным образом сосредоточенных вокруг слова «союз». Власти азиатских республик стали как бы извиняться перед западным истеблишментом и говорить, что ни о каком «союзе» речи не идет, ведется работа в рамках коммерческих поставок. Вице-премьер и министр энергетики Узбекистана Жорабек Мирзамахмудов заявил, что «даже если будет заключено газовое соглашение с Россией, это не означает союз». По его словам, Москва и Ташкент ведут переговоры о поставке российского газа через соседний Казахстан, но «это будет технический контракт».
Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил, что страны обсуждают технические возможности газотранспортных систем, а не газовый союз. «Некоторые вопросы возникают, что всем троим приходится сесть и поговорить. Но это не означает, что нужно создавать союз. Это рабочая обстановка. Есть нюансы, которые связаны с прокачкой, она требует же наличие всех трех сторон», — добавил он.
Западные СМИ стали активно уточнять заявления представителей властей Казахстана и Узбекистана. В частности, Reuters на основе слов министра энергетики Узбекистана написал, что узбекский министр выступил с резкой критикой российского предложения о газовом союзе, заявив, что страна не согласится на политические условия, которые поставят под угрозу его национальные интересы. Однако о каких конкретно политических условиях шла речь, агентство не сообщило.
9 декабря в Бишкеке российский лидер еще раз уточнил журналистам, что потребность экономик Казахстана и Узбекистана в газе будет расти, тем более с учетом экспортных обязательств, поэтому руководство этих стран и России обсуждают возможность наращивания поставок российского газа. По его словам, для этого может потребоваться модернизация газотранспортной инфраструктуры для доставки газа и даже строительство новых газопроводов.
На территории России будет необходимо построить газотранспортную инфраструктуру стоимостью 260 млрд рублей. «Все готовы, кстати говоря. И хотят этой совместной работы и готовы даже к совместным инвестициям. Это хорошая, большая работа — с хорошей перспективой на будущее. Эта работа начата и имеет хороший задел, и уверен, будут хорошие результаты. Сейчас в Москву приезжают коллеги — Казахстан, Узбекистан. Миллер (глава „Газпрома“) туда поедет, на уровне вице-премьеров идет работа», — цитирует президента РФ агентство «Интерфакс».
Однако слова о хорошей работе, видимо, только подстегнули Вашингтон к более активной проверке американско-узбекских отношений. 13 декабря Госсекретарь США Энтони Блинкен прилетел в Узбекистан. На встрече с главой узбекского МИД Владимиром Норовым он заявил, что Соединенные Штаты всемерно поддерживают независимость и суверенитет Узбекистана, а также приветствовал проводимые в стране реформы, сообщил американский Госдепартамент.
Видимо, для подкрепления данных слов делом Reuters распространил информацию, что, отказавшись от газового союза с РФ, Узбекистан увеличил импорт газа из Туркменистана на 1,5 млрд куб. м.
Если рассматривать шквал негативных оценок перспектив создания газового союза с политической точки зрения, то не стоит забывать, что элита большинства постсоветских стран, кроме, пожалуй, Белоруссии, Турмении, и, возможно, Киргизии, полностью зависит от Запада. Деньги все хранят там, как и детей. Поэтому удивляться тому, что правительства Узбекистана и Казахстана решили быстро дистанцироваться от любых союзов с Россией, не приходится.
Экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев пояснил, что Казахстан очень сильно экономически вырос за последние 30 лет:
«Добычу нефти увеличили больше чем в три раза и т. д. Но это было сделано за счет западных инвестиций. И они от них очень зависят. Казахстан с Западом ссориться не хочет, так как если крупные американские и европейские компании начнут из страны уходить, то Астана к этому будет более уязвима, чем была уязвима Россия еще 10 лет назад. Поэтому все будет решать итог специальной военной операции на Украине. Если Россия в ней победит, все эти республики будут делать так, как хочет Кремль. А пока они занимают выжидательную позицию. К тому же западные агенты в этих странах работают очень активно. Узбекистан только начал рыночные реформы, он надеется на западные инвестиции и не хочет ни с кем ссориться. И, конечно, ждет, чем закончится СВО»,
— заявил эксперт.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, напротив уверен, что отношения между Россией и постсоветскими среднеазиатскими странами вне зависимости от итогов СВО будут ухудшаться:
«Для этих стран мерило их независимости — это Россия. Как для какой-нибудь североафриканской страны — Франция. Они степень своей свободы измеряют дальностью от нас, то есть от бывшей метрополии»,
— пояснил эксперт. Он также уточнил, что полтора месяца назад Вашингтон официально объявили Узбекистан своей базовой страной в Средней Азии:
«Ранее военная база США в Узбекистане была. Однако потом в 2005 году случился конфликт в Андижане. США тогда поддержали Киргизию. После этого у Ташкента с Вашингтоном были противоречия. Однако сейчас они вновь договорились о сотрудничестве»,
— рассказал Журавлев.
Вместе с тем, возвращаясь к газовым поставкам, стоит отметить, что туркменский импорт решить проблему обеспечения населения Узбекистана и Казахстана энергоресурсами не в состоянии. Напомним, что в Узбекистане дефицит газа, страна полностью прекратила экспорт этого сырья ради обеспечения населения. С 6 декабря, после установления холодной погоды, даже в столице Ташкенте из-за нехватки газа наблюдаются сбои в подаче тепла в некоторые районы. С 7 декабря принято решение временно прекратить работу газозаправочных станций в Ферганской долине. Ранее заправки закрылись в Ташкенте и Ташкентской области. Поэтому вызывает сомнение, что Туркмения способна в полной мере согреть соседний Узбекистан своим голубым топливом.
Чтобы как-то успокоить население, власти взяли под стражу несколько руководителей энергетических предприятий, против них возбуждены уголовные дела.
Кстати, проблемы с морозом возникли и в Казахстане. Некоторые города и поселки страны остались в 30-градусные морозы без отопления и даже без электричества. Кроме того, казахстанская компания по управлению электрическими сетями Kegoc объявила 15 декабря о возможности ограничения потребления электроэнергии крупными промышленными предприятиями в связи с нехваткой генерации.
Не стоит забывать, что ситуация с ценами на газ вызвала протесты на западе Казахстана в начале 2022 года, которые вылились в кровавые январские события. Массовые протесты населения были вызваны тем, что власти отменили ограничения цен на сжиженный нефтяной газ, в результате чего его стоимость с 1 января 2022 года выросла сразу вдвое, с 60 до 120 тенге за литр. Президенту Казахстана пришлось продлевать ценовое регулирования.
Кроме того, страна запросила дополнительные объемы газа у России. Как ранее писал «НиК», еще в начале августа 2022 года министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков сообщил, что национальная компания QazaqGaz ведет переговоры с российским «Газпромом» об условиях возможной газификации северных и восточных регионов республики. По его словам, на первом этапе предполагается поставка порядка 4 млрд кубометров газа с возможностью увеличения до 7-10 млрд кубометров.
И это при том, что сам Казахстан обладает крупными запасами углеводородов — 3,8 трлн куб. м. И добыча у Казахстана совсем немаленькая: по итогам 2021 года добыча сырого газа там составила 53,8 млрд кубических метров. Однако 70% извлекаемых запасов являются попутным газом нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений. Такой газ требует предварительной дорогостоящей переработки.
Более 80% нынешней добычи газа в стране приходится на три проекта — нефтегазоконденсатное месторождение Карачаганак, нефтегазовые месторождения Кашаган и Тенгиз. Все они разрабатываются совместно с иностранными инвесторами (ExxonMobil, Сhevron, Agip, Shell, Eni) на основании соглашения о разделе продукции (СРП).
В соответствии с соглашениями, заключенными с недропользователями, приоритет отдается производству жидких углеводородов. В то же время газ компании должны реализовывать на казахском рынке по низким ценам. Поэтому создавать газовую инфраструктуру им невыгодно. Даже для производства СУГа газ с Карачаганака отправляется на Оренбургский ГПЗ, а уже оттуда возвращается в республику.
Благодаря этим факторам 32% добытого газа закачивается обратно в пласт для поддержания пластового давления с целью повышения добычи нефти, 20% используют сами недропользователи и только оставшиеся 48% превращаются в товарный газ. Ожидается, что к 2030 году добыча сырого газа составит 87,1 млрд кубических метров. Вместе с тем из них только 42 млрд будет переработано в товарный газ. Председатель правления АО «Национальная компания QazaqGaz» Санжар Жаркешов уже сообщил, что Казахстан столкнется с дефицитом товарного газа в 2024 году. Потребности внутреннего рынка превысят доступные ресурсы газа примерно на 1,7 млрд кубометров.
Похожая ситуация сложилась и в газовой отрасли Узбекистана. Запасы природного газа страны оцениваются в 1,86 трлн кубометров. В республике ежегодно добывается почти 60 млрд кубометров газа, однако, по ряду оценок, дефицит составляет порядка 20 млрд кубометров.
До недавнего времени Узбекистан экспортировал газ в Китай, Россию и страны Центральной Азии. В 2019 году объемы поставок в КНР составили 8 млрд кубометров, в Россию — 4,5 млрд, южные регионы Казахстана — 2,5 млрд, другие страны Центральной Азии — 500-550 млн кубометров. Но уже в 2020 году в связи с резким снижением объемов добычи газа Узбекистану пришлось практически перекрыть экспортные поставки и направить сырье на удовлетворение потребностей населения.
Стоит отметить, что в Узбекистане западные компании газ добывать не спешат, поскольку инфраструктуру создавать дорого, а платежеспособность узбеков в разы ниже, чем у европейцев. Туркмения экспортирует газ в Узбекистан, но ровно на том уровне, чтобы страна не замерзла. Для серьезного расширения экспорта нужно вкладываться в добычные мощности, а для обеспечения газом населения Узбекистана и Казахстана никто этого делать не будет. Напомним, что в настоящее время газ в Туркмении добывают китайские компании, и они нацелены на поставку газа исключительно в КНР.
Остается только Россия, у которой сейчас есть свободные добычные мощности, поэтому она в состоянии снабжать своим газом соседние страны. При этом и инфраструктуру строить не надо — газопроводная система «Средняя Азия — Центр» имеет протяженность 2662 км и мощность 80 млрд кубометров в год. Она была создана в 60-80 годы прошлого века. «Средняя Азия — Центр» соединяет газопроводы России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении.
Замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев рассказал, что экспорт российского газа в Казахстан в настоящее время не превышает 2-3 млрд кубометров в год:
«При этом Казахстан поставляет свой газ на Оренбургский ГПЗ. В июне было подписано соглашение, что эта переработка увеличится до 11 млрд кубометров в год. Узбекистан пока остается газовым экспортером, хотя его экспорт и снижается. В этом году он составит не более 3 млрд кубометров газа. Но в ближайшие 2-3 года страна станет нетто-импортером газа из-за роста внутреннего потребления при сокращающейся добычи. Пока на узбекский рынок поставок газа из России нет. И на текущий момент у стран Средней Азии нет зависимости от российского газа»,
— пояснил эксперт.
По его словам, «газовый союз» — это информационный фантом, который создан во многом журналистами и отдельными экспертами, в официальных заявлениях трех стран ничего об этом не сказано:
«Речь идет о желании России увеличить поставки газа в страны Центральной Азии в силу того, что освободились большие добычные мощности, которые раньше снабжали газом Европу. Желание России понятно и закономерно. Поэтому Россия предлагает свой газ в качестве резервных мощностей для Казахстана и Узбекистана. Те, в свою очередь, могут этим предложением воспользоваться, но не факт, что они это сделают. Пока речь идет о сугубо трансграничных поставках российского газа в эти страны и заключении новых контрактов на поставку сырья в не очень больших объемах, не требующих формализации какого-то процесса и создания каких-либо регулирующих органов. Нет никакой договоренности и о том, что российский газ транзитом будет поставляться в Китай, или о том, что газотранспортная система „Средняя Азия — Центр“ может быть использована для создания газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Подобные вещи обсуждаются на уровне экспертных домыслов»,
— отметил Белогорьев.
Эксперт пояснил, что у Туркмении есть возможность нарастить поставки газа в Узбекистан и Казахстан, поскольку у страны большая ресурсная база и недорогая добыча:
«Однако вопрос в гарантиях спроса и привлечении инвестиций для расширения добычных мощностей. У Туркмении большие сложности с собственными инвестиционными ресурсами, для поставок газа в КНР в основном использовался китайский капитал. Поэтому кто станет источником капитальных вложений для разработки туркменских месторождений для роста экспорта в Узбекистан, неизвестно. Все упирается в вопрос, в каком объеме будет нужен туркменский газа для стран Центральной Азии. Например, Казахстан традиционно исходит из стремления полностью удовлетворять внутренний рынок собственной добычей, и у Узбекистана нет цели резко наращивать импорт. Ташкент старается сбалансировать потребление и собственную добычу. То есть я бы не прогнозировал большого увеличения импорта газа Казахстаном и Узбекистаном, который был бы привлекательным для Туркмении и России»,
— подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что в настоящее время Туркмения активно обсуждает с ЕС возможность строительства Транскаспийского газопровода в уменьшенном варианте — на 10-12 млрд куб. м — с тем, чтобы поставлять этот газ в Азербайджан:
«Дело в том, что у Азербайджана ухудшается ресурсная база, но сохраняется заинтересованность в каспийском газе в ЕС. Азербайджан, кстати, закупает и российский газ. Поэтому рассматривается возможность, при которой Туркмения поставляет газ для внутренних потребностей Азербайджана, а он свой газ отправлял в Евросоюз. Для этого не требуются большие инвестиции — в районе $1 млрд. Кроме того, сейчас активно возвращаются к обсуждению реализации газопровода ТАПИ, по крайней мере с афганской стороны»,
— указал Белогорьев.
Любопытно: на днях и турецкий лидер заявил, что Турция надеется на поставки туркменского природного газа на свою территорию через Каспийское море. Интересно, на какой газ надеется Эрдоган. Впрочем, вопрос даже не в желаниях Анкары, а в том, как будет защищать свои интересы Пекин. Пока он спокойно разрабатывает и транспортирует туркменский газ на свою территорию. Диверсификация Туркменией своего экспорта в планы КНР не входит, как и усиление позиций США в Средней Азии.