Posted 15 декабря 2022,, 11:11

Published 15 декабря 2022,, 11:11

Modified 15 декабря 2022,, 13:04

Updated 15 декабря 2022,, 13:04

Отобрать ПХГ, трубу и НПЗ — это норма, это Европа!

15 декабря 2022, 11:11
Принцип права частной собственности в ЕС по отношению к российскому нефтегазу становится пустым звуком.

Начиная с весны 2022 года, в Евросоюзе все чаще прибегают к банальному рейдерскому захвату собственности по отношению к российским компаниям из нефтегазового сектора, которые на законных основаниях владеют различным объектами на территории Старого света. Оправдания одни и те же. Либо РФ является агрессором, а значит, надо лишить ее дохода, либо нужно взять под контроль (отобрать) предприятие ради борьбы европейского государства с энергокризисом.

ФРГ задает тон, а Польша подхватывает

Для Германии, учитывая ее историю, отбирать имущество, не принадлежащее немцам, — механизм давно отработанный. Возможно по этой причине, а возможно из-за того, что страна является одним из ключевых потребителей углеводородов из РФ, 4 апреля 2022 года Минэкономики ФРГ передало Gazprom Germania GmbH и все ее дочки, включая Gazprom Marketing& Trading Ltd под контроль Федерального сетевого агентства Германии (BNetzA). В распоряжение BNetzA перешли и чартеры на танкеры-газовозы Amur River, Ob River и Clean Energy, ходящие под флагом Маршалловых островов. Gazprom Marketing& Trading, отметим, зафрахтовала Amur River и Ob River до 2028-го, а Clean Energy — до 2026-го.

Gazprom Germania, которая теперь переименована в SEFE, — это газораспределительная компания в ФРГ. На нее приходится около 14% газоснабжения внутри страны и управление примерно 28% от общей мощности всех ПХГ, в основном принадлежащих Astora GmbH. В 2020-м компания получила прибыль в размере €277 млн, общая стоимость ее активов — €8,3 млрд.

В сентябре власти Германии взяли под контроль три НПЗ, в которых есть активы «Роснефти» и на которые российская компания регулярно поставляла нефть. Речь идет о:

  • НПЗ MiRO GmbH& Co в городе Карлсруэ (доля «Роснефти» — 24%);
  • НПЗ PCK Raffinerie в городе Шведт (доля «Роснефти» — 54,17%);
  • НПЗ BAYERNOIL Raffineriegesellschaft в городе Нойштадт-на-Дунае (доля «Роснефти» — 28,57%).

Общая мощность этих объектов — около 37 млн т в год, из которых доля «Роснефти» — 12,5 млн т в год. Российская компания инвестировала в заводы около $4,6 млрд. Принцип «передачи под доверительное управление» тот же, что и в случае с Gazprom Germania, — исключить использование права голоса акционеров, а полномочия по распоряжению и управлению ограничить, передав эти функции BNetzA.

Разумеется, де-факто никто никому ничего не «доверял». Власти ФРГ попросту взяли предприятия под свой контроль. Российским компаниям, по сути, потерявшим свои активы, ничего не заплатили и никакие инвестиции, вложенные в объекты, не вернули.

Своими действиям Германия фактически выполнила требования Польши, которая с апреля текущего года предупреждала, что не будет обеспечивать альтернативные поставки нефти на НПЗ PCK Raffinerie в случае, если он останется во владении «Роснефти». Сама Варшава, кстати, тоже в этом году не брезговала отъемом собственности на своей территории у нефтегазовых компаний РФ.

На территории Польши, как в Германии, нет принадлежащих российским компаниям ПХГ и НПЗ. Но власти восточноевропейской страны не растерялись, вспомнив, что через Польшу проходит газопровод «Ямал-Европа».

В апреле 2022 года Польша заблокировала активы «Газпрома» в компании EuRoPol Gaz — операторе той части газопровода «Ямал — Европа», которая пролегает по территории этой страны. Официальная причина — из-за спецоперации России на Украине польские власти внесли «Газпром» в санкционный список. В итоге ради соблюдения ограничительных мер в Польше были заморожены финансовые средства российской компании, включая ценные бумаги EuRoPol Gaz.

Россия, понимая, что ее госкомпанию отстранили от управления частью трубопровода, который принадлежит ей (да еще и лишили прибыли предприятия, где есть ее доля капитала), ввела контрсанкции — запретила «Газпрому» пользоваться польской частью МГП для поставок природного газа. Однако Варшаву это не остановило. В середине ноября 2022 года власти Польши изъяли долю участия «Газпрома» в EuRoPol Gas. Официальная причина — передача EuRoPol Gas под «временное принудительное управление» (ну хоть не «доверительное», как в Германии) польским госкомпаниям.

Кстати, забирают объекты нефтегазовой инфраструктуры в восточноевропейской стране не только у «Газпрома». Под горячую руку Польши попал и НОВАТЭК. Еще в апреле Польша обязала дочку попавшего под санкции НОВАТЭКа Novatek Green Energy передать газотранспортную инфраструктуру местным компаниям. Причинно-следственная связь и мотивация настолько просты и одновременно с этим лицемерны, что это даже вызывает восхищение.

На сайте Novatek Green Energy последнее сообщение было опубликовано еще в мае и звучало так: «Из-за форс-мажорных обстоятельств компания не может выполнять свои договорные обязательства». В Польше никакой национализации, как в Германии, так и не произошло, то есть НОВАТЭКу никто и копейки не заплатил, но собственность компании (два терминала по перевалке сжиженного газа) перешла под управление польских госкомпаний.

А был ли смысл?

Перевод Gazprom Germania, которая теперь SEFE, под «доверительное управление» ничего хорошего Германии не принес. Газ в стране не подешевел. Напротив, добавилось головной боли в виде поиска СПГ-поставщиков, цена продукции которых по понятным причинам была выше трубопроводного газа. Траты SEFE выросли и за счет того, что приходилось платить за посредничество странам, принимавшим СПГ (Франция, Нидерланды, Бельгия), чтобы те после регазификации на своих терминалах направляли углеводороды непосредственно в ФРГ.

Резкое сокращение поставок газа из России привело к миллиардным убыткам. SEFE стала накапливать долги. В августе управляющий директор SEFE Эгберт Лэге заявил, что компании не хватает €5 млрд для замены непоставленного российского газа даже с учетом того, что госбанк KfW уже предоставил ей кредит в €9,8 млрд для поддержания работы. Начали расти риски банкротства, поскольку многие банки и партнеры прекращали отношения с SEFE из-за непонятного статуса компании. В ноябре уставный капитал SEFE в размере €225,6 млн обнулили, что фактически прекратило право собственности российского акционера. Сразу после этого Еврокомиссия утвердила €225,6 млн в качестве меры помощи Германии для поддержки компании, что позволит правительству ФРГ получить 100% капитала компании, то есть проведена  национализация.

Увы, но и такая мера не сделала газ в стране дешевле. В начале декабря Trafigura объявила, что предоставит $3 млрд кредита SEFE для поставок СПГ из своего экспортного портфеля по доставке СПГ из США. О цене такого газа, то есть на какие объемы углеводородов хватит этих денег из кредита, ничего пока неизвестно. Точно так же о поставках СПГ (отметим, катарского) для SEFE объявила и американская ConocoPhillips, не уточнив, во сколько немецким потребителям обойдется энергоноситель.

Присвоение нефтеперерабатывающих мощностей тоже ничего полезного Берлину не дало. НПЗ PCK Raffinerie в городе Шведт, который ранее брал российскую сырую нефть из трубопровода «Дружба», удовлетворял более 90% спроса на бензин, парафин, дизельное и печное топливо региона Берлин-Бранденбург, а также поставлял авиатопливо для международного аэропорта Берлин. В начале декабря, по сообщениям немецкого издания rbb24, конфискованный НПЗ в Шведте о сих пор не нашел альтернативы российской нефти. Была попытка договориться с Польшей об альтернативных поставках нефти в августе, но она провалилась. Альтернативные маршруты есть, но они не равнозначны «Дружбе». Даже с учетом поставок через Польшу полную загрузку НПЗ вряд ли удастся обеспечить из-за недостаточной пропускной мощности нефтяных терминалов в порту Гданьск.

Бензин и дизель в Германии после конфискации активов «Роснефти» почему-то тоже сильно не подешевели. Да, в ноябре бензин стоил чуть меньше ($1,78 за литр), чем в начале 2022-го ($1,97-2,35 за литр), но это больше связано со снижением стоимости нефти на мировых рынках, а не политикой конфискации НПЗ. К тому же, даже цена $1,78 за литр для немецких потребителей — это явно не нормально, учитывая что в 2021 году средней ценой считалось $1,5 за литр.

Ничего полезного ни ЕС, ни самой Варшаве не принесла и конфискация польскими властями активов «Газпрома» и НОВАТЭКа. По газопроводу «Ямал — Европа» голубое топливо перестало поступать из РФ еще с весны. Одна только Польша получала из него около 10 млрд кубометров в год, что вряд ли теперь получится заменить даже за счет недавно запущенного Baltic Pipe, которому еще только предстоит выйти на полную мощность. И маловероятно, что цена норвежского газа в этой магистрали будет дешевле российского.

Обратного пути нет

Действия Германии и Польши в перспективе могут стать нормой и в других странах. Дело тут даже не в русофобии отдельных политиков, а в соблюдении определенных норм наднациональных структур Евросоюза и договоренностей между странами ЕС. В первую очередь, это касается эмбарго на поставки российской нефти морским путем в Европу.

По этой причине правительство Италии уже осенью стало рассуждать о сценарии национализации НПЗ ISAB на Сицилии, который принадлежит ЛУКОЙЛу. Хоть в виде «доверительного управления», хоть в виде еще какой-нибудь в обтекаемых терминах конфискации.

ISAB, на который приходится пятая часть перерабатывающих мощностей Италии и который обеспечивает работой 10 тыс. человек, до введения санкций получал 30-40% своего сырья из России, остальное поступало от иностранных производителей. После 24 февраля банки-кредиторы прекратили финансирование и перестали предоставлять гарантии, необходимые для покупки нефти у альтернативных поставщиков.

Впрочем, дело не в кредитах, а в том, что российскую нефть Италия не сможет получить, если не захочет саботировать эмбарго ЕС. После 5 декабря еще можно осуществлять поставки, но не более месяца, и уже сейчас они останавливаются.

По этой причине 2 декабря совет министров Италии одобрил декрет о защите национальных интересов, который в том числе предусматривает введение «внешнего управления» на НПЗ ISAB на Сицилии. Введение временной администрации, которая может возглавляться «компаниями, контролируемыми государством», предусматривается на год. Надо понимать, что в случае с НПЗ в Шведте, когда-то частично принадлежавшим «Роснефти», все тоже начиналось с внешнего управления, а закончилось банальной экспроприацией.

5 декабря гендиректор завода Евгений Маняхин в интервью итальянской газете Il Sole 24 Оре заявил, что ЛУКОЙЛ может продать свой НПЗ до конца 2023 года. Среди покупателей есть американская Crossbridge Energy Partners, готовая приобрести объект за $1,5 млрд, а также группа инвесторов под руководством катарского бизнесмена Ганима бин Саада Аль Саада. Напомним, ЛУКОЙЛ купил активы НПЗ в 2008 году за $1,7 млрд, еще и вложил пару сотен миллионов в модернизацию. Кто из претендентов победит, не столь важно, поскольку есть вероятность, что российская компания попросту не успеет продать свой завод. Сама Италия от этого, разумеется, не выиграет, ведь объект перестанет получать сырье в прежнем объеме и по привычным для него ценам, а значит, одна пятая мощностей от всей нефтепереработки страны на выходе будет давать либо недостаточно продукта, либо по цене выше, чем прежде.

Кстати, у ЛУКОЙЛа кроме НПЗ в Италии, есть доля в активах нефтеперерабатывающих заводах в Румынии, Болгарии, Нидерландах, общая мощность которых — около 18 млн т (учитывая ISAB). Не исключено, что с этими объектами в перспективе тоже что-то произойдет.

Отыграть назад все эти «временные управления» ни в ФРГ, ни в Польше, ни еще где-либо не выйдет. Разве что местные политики, признав, что неправы, найдут средства, которые компенсируют все убытки российским компаниям. Если компании РФ после такого вообще захотят вести бизнес в ЕС.

"