Ценовые ограничения в отношении российской нефти только заработали, однако, «потолок» уже начал приносить свои плоды картелю покупателей. Кроме того, стали хорошо просматриваться личные интересы участников рынка, особенно желание некоторых под шумок заработать в условиях неопределенности.
Напомним, что 8 декабря стоимость марки Brent опустилась ниже $76 за баррель впервые с 27 декабря 2021 года, утором 9 декабря произошел небольшой отскок, тем не менее тенденция не поменялась. Как ранее неоднократно писал «НиК», ценовое давление на российскую нефть обязательно скажется на стоимости сырья всех нефтяных экспортеров, особенно в ситуации, когда большинство российских и зарубежных экспертов, а также российских чиновников постоянно заявляет, что нефть российских компаний с мирового рынка никуда не денется.
Стоимость Urals с отгрузкой в Приморске упала до $43,72 за баррель. По словам аналитика Bloomberg Майкла Каролана, желающих купить российскую нефть в регионе просто нет, поэтому продавцам приходится максимально снижать цену. Он отметил, что с такой динамикой Urals вскоре может стать в два раза дешевле североморской эталонной Brent, которая в последние дни также бьет многомесячные минимумы. При этом снижение цен идет на фоне резкого уменьшения добычи альянсом ОПЕК+. Согласно последнему обзору Platts, в ноябре ОПЕК+ сократил добычу нефти на 700 тыс баррелей в сутки, что стало самым резким месячным снижением с апреля.
Американцы ликуют. После непрерывного месячного подъема средние цены на бензин в США упали настолько, что американцы платят за топливо меньше, чем год назад: 1 литр бензина обходится им в $0,89. Год назад цена была $0,9.
В это время крупные мировые экспортеры крайне негативно высказываются о «потолке» цен на нефть из РФ:
«Я не думаю, что кому-то это нравится. … Мы не знаем, как далеко это зайдет. Сегодня это Россия, однако завтра это может измениться и лимит цен может быть введен на мировом уровне. Это было бы очень серьезно»,
— заявил министр энергетики Омана Салем бен Насер аль-Ауфив беседе с Bloomberg. По его словам, такие меры, по всей видимости, приведут к сокращению инвестиций в нефтяную отрасль во всем мире.
В сомнениях пребывают даже американские компании:
«Крайне трудно обуздать сложно устроенный глобальный рынок с помощью административного механизма, который вводят лишь несколько стран… не совсем понятно то, как будет обеспечиваться соблюдение (введенных правил)… Реальность состоит в том, что на этих рынках режимы санкций исторически создают возможности для тех, кто обходит систему, чтобы получить огромную выгоду, и, таким образом, желаемые геополитические цели часто не достигаются»,
— заявил глава американской нефтедобывающей компании Chevron Майкл Вирт.
Действительно, уже сейчас ряд стран решил не теряться, дабы успеть подзаработать на возникшей неопределенности. В частности, турецкие власти, как передает Bloomberg, ссылаясь на министерство транспорта страны, хотят вывести из Мраморного моря суда, которые ждут разрешения на проход через пролив Дарданеллы, но при этом не имеют документов с подтверждением страхового статуса:
«Во избежание рисков Турция планирует убрать из Мраморного моря суда, ожидающие прохода через пролив Дарданеллы без страховых писем, заявило министерство транспорта»,
— пишет агентство.
Подвергнув критике судовых страховщиков за отказ предоставить письма, министерство пообещало разработать и применить новые меры в отношении судов без страховых писем. При этом совершенно непонятно, о каких рисках идет речь, ведь стоит нефть, главным образом казахстанская, страховать которую западным агентствам разрешается.
Скорее всего, Анкара решила переформатировать страховой рынок перевозок нефти черноморского регионе таким образом, чтобы учитывались интересы турецких компаний. И это закономерно, ведь получается, что США, Великобритания и ЕС могут себе позволять грубо вмешиваться в мировой нефтяной рынок, меняя его правила, так почему же и Турции не подправить региональную логистику в свою пользу.
По данным «Интерфакса», сейчас в Черном море находятся 15 нефтяных танкеров, ожидающих прохода через проливы Дарданеллы или Босфор. Ранее Bloomberg сообщал, что разрешения пройти через проливы ждали 26 танкеров с нефтью из Казахстана, у которых Анкара требовала уточнить страховой статус в связи со вступлением в силу санкций против российской нефти. Западные чиновники, писала Financial Times, возложили ответственность за образование танкерной «пробки» на турецкую сторону.
Однако не только Турция готова подсуетиться. Напомним, что исключения из эмбарго и потолка получили в ЕС следующие страны: Болгария, которая сможет импортировать нефть по морю до конца 2024 года, Хорватия, которой после вступления в силу эмбарго на импорт российских нефтепродуктов будет позволено ввозить вакуумный газойль до конца 2023 года, а также европейские государства, не имеющие выхода к морю, — Венгрия, Чехия и Словакия.
При этом они смогут продолжать импортировать нефть и нефтепродукты из России морем, если поставки нефти по трубопроводу будут прерываться.
Согласитесь, список весьма внушительный. Среди этих стран стоит отметить позицию Венгрии, которая последовательно отстаивает свои интересы в ЕС и даже блокирует ради них годовую финансовую помощь блока Украине.
Кстати, Польша, которая громче всех требовала отказа от российского сырья, запросила 3 млн т нефти на 2023 год, которые должны прокачать по «Дружбе». Исключения сделаны и для Японии, однако страна публично поддержала «потолок» цен в отношении российской нефти, поэтому непонятно, будет ли она получать сырье из РФ.
Стоит отметить, что европейские страны хорошо подготовились к эмбарго на российское сырье, поскольку в последние месяцы они отчаянно наращивали его экспорт, а вот что будет дальше, пока никто не знает. О том, как будет развиваться ситуация на нефтяном рынке, и смогут ли заработать на российской нефти страны, получившие исключения из европейского эмбарго, «НиК» спросил у отраслевых экспертов.
Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов:
«На рынке складывается ситуация профицита. Это произошло за счет того, что в мире замедлился рост спроса на нефть. Одним из значимых факторов было искусственное замедление китайской экономики из-за ковидных локдаунов. Европа же действительно постаралась по максимуму закупиться российской нефтью в первые 6-8 месяцев текущего года. Кроме того, ЕС находится в ожидании рецессии. Поэтому в настоящее время Евросоюзу не требуется серьезно увеличивать поставки нефти и особенно российской. На рынке сырье есть, и Европа спокойно может брать нефть стран Ближнего Востока, которая по своим свойствам близка к российской.
Все это говорит о том, что страны, получившие исключения из европейского эмбарго, скорее всего, сохранят импорт российского сырья в тех объемах, которые были до введения санкционных ограничений. Ситуацию может поменять эмбарго на российские нефтепродукты, которое вступит в силу 5 февраля. Ведь если нефтяные поставки Россия готова переориентировать на другие рынки, то по нефтепродуктам такой тенденции не наблюдается. Скорее, мы сокращаем экспорт нефтепродуктов, а Западная Европа по-прежнему остается главным его потребителем. Поэтому будем смотреть за развитием событий. Пока говорить о том, что на рынке появляются новые тенденции, преждевременно, поскольку введение эмбарго и ценовых ограничений на российское сырье совпало с ожиданием глобальной рецессии и падением мировых цен на нефть».