Posted 7 декабря 2022, 14:04
Published 7 декабря 2022, 14:04
Modified 7 декабря 2022, 14:06
Updated 7 декабря 2022, 14:06
На третий день после вступления в силу европейского нефтяного эмбарго и согласованного ЕС и странами G7 «потолка» цен на российскую нефть в ряде СМИ появилась информация о возможном ответе России. Кроме того, стало известно об успешном применении российских страховок для нефтеналивных судов.
По данным «Ведомостей», сейчас власти РФ рассматривают три варианта ответного механизма на введение предельной цены российской нефти:
Отметим, что не так давно были внесены изменения в демпфирующий механизм для российских нефтекомпаний, теперь он учитывает скидки на российскую нефть на мировом рынке. Размер этой скидки ограничен $20 за баррель. Эксперты отмечают, в случае принятия решений о введении предельного дисконта на российскую нефть практика его применения в российском законодательстве уже есть.
Очевидно, что введение своеобразного «пола» или предельного дисконта, как, впрочем, вышеперечисленных запретов сильно поменяет мировой нефтяной рынок, поскольку вынудит китайских, индийских и турецких покупателей снизить свое давление на российских продавцов. После введения ограничений российские компании просто не смогут продавать нефть дешевле, не нарушив закон. Скорее всего, после такого шага России нефтяные цены пойдут вверх, что будет хорошо для всех продавцов. Ничего не потеряют и Китай с Индией, которые продолжат покупать сырье по самым низким ценам на рынке и спокойно перепродавать его в Европу и США.
Кстати, по данным Reuters, письмо, предоставленное российским страховщиком «Ингосстрах», позволило первому нефтяному танкеру пройти через турецкие воды после ужесточения правил. «Ингосстрах» предоставил спецификации для танкера «Владимир Тихонов» под флагом Либерии, которые включали страхование рисков загрязнения на весь период нахождения в турецких водах. Как показали данные слежения за судном, танкер завершил плавание через Босфор 3 декабря.
Последствия нефтяного эмбарго и «потолка» уже начинают угрожать энергобезопасности ряда стран. В частности, в непонятную ситуацию попала Япония. Она, с одной стороны, поддержала ограничение стоимости российской нефти, а с другой — добилась исключения для сырья, которое отправляется с сахалинских проектов. Минфин США вывел из-под ограничений нефть проекта «Сахалин-2» до 30 сентября 2023 года, в европейских документах исключение для Японии прописано до 5 июня 2023 года. С «Сахалина-1» Япония не импортирует нефть с июня 2022 года.
6 декабря вице-премьер Александр Новак не стал обнадеживать Страну восходящего солнца. Он заявил, что Москва не гарантирует сохранение поставок нефти с сахалинских проектов в Японию.
«С Японией там, по-моему, долгосрочный контракт… Столько неопределенностей и нюансов, надо разбираться в каждом конкретном случае»,
— сказал Новак, отвечая на вопрос журналистов, будет ли Россия поставляться нефть Японии, несмотря на ее поддержку ценовых потолков. Напомним, что в 2021 году Япония импортировала 34 млн баррелей нефти из России.
Ряд экспертов считает, что Россия продолжит поставлять нефть с «Сахалина-2» Японии без скидок и с помощью уже привычной логистики. Сырье с «Сахалина-1», скорее всего, пойдет в Китай, несмотря на то, что Япония является акционером данного проекта. В новом операторе проекта ООО «Сахалин-1» 20% контролирует «Роснефть», 30% — у японской SODECO, 20% — у ONGC, владелец 30% и экс-оператор ExxonMobil объявил о выходе из проекта.
В Венгрии начались перебои с топливом. Дело в том, что мощностей национальной нефтяной компании MOL недостаточно для удовлетворения потребностей венгерского рынка, около 30% нужно импортировать. При этом около года назад венгерское правительство установило лимит цен на бензин и дизель, которые отпускают владельцам частного автотранспорта, фермерам и таксистам. В результате иностранные компании сократили поставки топлива в Венгрию. А на фоне недавних ремонтов НПЗ начался ажиотажный спрос на АЗС.
Правительство Венгрии будет вынуждено принять предложение MOL и снимет ограничение цен на топливо внутри страны, что позволит обеспечить топливоснабжение даже за счет закупки более дорогой нефти марки Brent, заявил глава канцелярии премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш. MOL предупредили, что через два месяца наступит ещё одна критическая точка — европейской эмбарго на российские нефтепродукты. Глава MOL Жолт Эрнади заявил, что после 5 февраля на европейском рынке будет отсутствовать 10% дизельного топлива и страна должна подготовиться к тому, чтобы обеспечить баланс спроса и предложения именно в Венгрии.
Вместе с тем экспортеры и импортеры энергосырья продолжают плодотворное сотрудничество без стран большой семерки.
7 декабря состоялись телефонные переговоры главы российского государства и президента Объединенных Арабских Эмиратов. Президент России Владимир Путин и его эмиратский коллега Мухаммед Аль Нахайян подчеркнули эффективность совместной деятельности по стабилизации мирового рынка нефти на полях ОПЕК+, заявила пресс-служба Кремля.
Кроме того, 7 декабря начинается визит председателя КНР Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию. Он состоится по приглашению короля Салмана бен Абдель Азиз Аль Сауда для «укрепления исторических связей и стратегического партнерства между двумя странами», сообщило во вторник официальное Саудовское агентство печати (SPA). В ходе визита будут подписаны соглашения $29,26 млрд, сообщает SPA. Си также примет участие в саммите по сотрудничеству и развитию между странами Персидского залива и Китаем с участием лидеров Совета сотрудничества стран Персидского залива — Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана.
Очевидно, что визит китайского лидера в Саудовскую Аравию далеко не случаен. В настоящее время напряженность между королевством и США усиливается. Пекин также не ждет от коллективного запада ничего хорошего. В мире встраивается новая политическая и экономическая архитектура.
«НиК» поинтересовался у экспертов, что ждет нефтяной рынок и российскую нефтяную отрасль между «полом» и «потолком», в новых геополитических реалиях.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:
«Сейчас нефтяные цены снижаются, но я сомневаюсь, что на них оказывает влияние ценовой «потолок» на российскую нефть. Если только рынок не готовится к резким шагам со стороны РФ. Дело в том, что «потолок» приняли на высоком уровне, Россия не спешит с ответом, и никаких шоковых потрясений на рынке не происходит. Возможно, коррекция нефтяных цен идет на успокоение рынка. То есть все готовились к «потолку» и скупали фьючерсы, но ничего судьбоносного не произошло, и теперь их продают. Больше на стоимость нефти давит опасения наступления рецессии, а также рост ставки ФРС.
Тем не менее игроки нефтяного рынка ждут ответа России. В этой ситуации РФ целесообразно было бы принять «мягкий» вариант ответа, например, запретить прописывать в контрактах привязки к ценовому «потолку». На мой взгляд, не стоит грубо вмешиваться в рынок и устанавливать нижние пределы цены, а также запрет на продажу нефти государствам, которые поддержали ограничение, даже если они приобретают сырье через страны-посредники. Нельзя влезать в рынок с излишними ограничениями.
При этом Индия и Китай, конечно же, воспользуются ситуацией и попросят дополнительную скидку. Однако напомню, что скидки на российскую нефть в последние месяцы снижались. Поэтому не стоит влезать в рыночные механизмы.
В настоящее время для России важнее убедить союзников по соглашению ОПЕК+ не замещать российские объемы на рынке, если наша добыча уменьшится. Важно, чтобы квоты на добычу не увеличивались. Надо донести до них мысль о том, что если они нас попытаются заместить, то сыграют на руку картелю покупателей, установившему «потолок» цены. В случае успешного внедрения механизма ограничений стоимости сырья из РФ, остальные нефтяные экспортеры станут следующими».