Во второй день эмбарго и «потолка» многие вопросы экспорта российских углеводородов так и остались без ответов. Тем не менее постепенно начала появляться официальная статистика, касающаяся состояния нефтяной промышленности России, а также российского экспорта углеводородов. Важные заявления сделал вице-премьер РФ Александр Новак. Кроме того, стала проявляться и новая «архитектура» морских перевозок российского сырья, но ее очертания еще слишком приблизительны.
Александр Новак сообщил, что добыча нефти с конденсатом в России за 11 месяцев текущего года выросла на 2,2% и составила примерно 488 млн тонн. Это красноречивый ответ всем желающим похоронить российский нефтегаз. Кроме того, он рассказал, что механизм запрета российскими компаниями торговать нефтью с использованием ценового «потолка» должен быть принят до конца года. Новак заявил, что Москва не гарантирует сохранение поставок нефти с сахалинских проектов в Японию из-за ее поддержки «потолка» цен, а также подчеркнул, что Россия на фоне неопределенной ситуации может снизить добычу нефти, но не намного.
Прояснился и вопрос стоимости российского сырья. Reuters сообщил, что сорт российской нефти ESPO Blend торгуется дороже ценового потолка. Сделки заключаются на уровне $79 за баррель при действии ограничения в $60 за баррель, то есть цена на 32% выше. Сорт транспортируется по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан. Объем годового экспорта — 65 млн тонн. Еще 30 млн идет в Китай по ответвлению нефтепровода Сковородино — Мохэ. В то же время Urals продается на уровне $55 за баррель. Скидка увеличилась из-за необходимости перенаправлять большие объемы нефти из ЕС, что привело к подорожанию фрахта. Отметим, Reuters ничего не пишет о прекращении экспорта, то есть Urals как шел на мировой рынок, так и продолжает идти, просто обходя берега ЕС, США и Великобритании. В то же время очевидно, что главными скидками на российскую нефть «рулит» море.
По данным S& P Global, средний объем морского экспорта российской нефти в ноябре составил 3,07 млн б/с, что ниже октября (3,09 млн б/с) и чуть ниже уровня января 2022 года (в 3,1 млн б/с). При этом потоки российского сырья в ЕС сократились на 308 тыс. б/с, достигнув рекордно низкого объема в 464 тыс. б/с, индийские нефтепереработчики увеличили закупки из страны на 272 тыс. б/с, до рекордного уровня в 1,17 млн б/с. Поставки российской нефти в Китай практически не изменились по сравнению с недавними объемами, составив 918 тыс. б/с.
В S& P Global констатируют, что большая часть перебалансировки поставок российской нефти в страны, не входящие в ЕС, и обратных поставок в Европу уже произошла. Это значит, что с точки зрения ценообразования рынки уже учли введение санкций от 5 декабря. Кстати, другим нефтяным экспортерам тоже пришлось столкнуться с «потолком» на российскую нефть. По данным Bloomberg, Saudi Aramco снизила цены на январские поставки большинства сортов нефти в Азию и Европу. Отпускная цена на сорт нефти Arab Light для стран Азии понизилась на $2,2 за баррель.
Но ситуацию на мировом рынке нефти все же нельзя назвать стабильной, поскольку по самому процессу доставок российской нефти без западных перевозчиков и страховщиков осталось много вопросов. 30% танкеров с российской нефтью отправляются без указания порта назначения. Поэтому все может поменяться в любой момент.
Вечером 5 декабря западные СМИ распространили информацию о пробке из российских судов, которая якобы образовалась при входе в Босфор из-за того, что турецкая сторона стала требовать подтверждающее предоставление судну Protection and Indemnity Insurance (P& I) — страхования перевозок. Позже российские эксперты опровергли данную информацию, отметив, что ночью нефтеналивные суда по техническим причинам через проливы не проходят.
Позже FT со ссылкой на ресурс TankerTrackers написала, что проблемы со страховками по большей части столкнулась не попадающая под санкции казахстанская нефть. Поживем — увидим, чья информация была истинной.
Вместе с тем стало очевидно влияние санкционного давления на Россию на мировой рынок морских нефтеналивных судов. Например, кипрские танкеры массово меняют регистрацию, об этом заявил председатель госкомитета государства по морским перевозкам Василис Димитриадис. Процесс перехода кипрских судов в реестры других стран начался с 6 октября, когда ЕК объявила о намерении ввести ценовой потолок на российскую нефть, поставляемую по морю.
Reuters написал, что в последние месяцы греческие и норвежские владельцы массово продавали старые танкеры по рекордным ценам крупным покупателям с Ближнего Востока и Азии, желающим поставлять российскую нефть в Индию и Китай. Судовой брокер Braemar подсчитал, что около 120 из 212 танкеров, проданных в этом году, вероятно, ориентированы на перевозку российской нефти. В своем материале Reuters говорит, что «сумеречный флот», на долю которого, по данным Trafigura, приходится около 10% мировых нефтяных танкеров, на протяжении 10 лет помогал Ирану, а затем и Венесуэле обходить эмбарго США. Судя по всему, сейчас он поможет России, но потребует за это огромные деньги. В настоящее время новые владельцы этих судов получают баснословную прибыль от перевозки российской нефти (более $100 тыс. в день), в то время как Urals продается на уровне $55 за баррель. Видимо, скидка как раз и обусловлена стоимостью перевозки, но не из-за «потолка» цен, а вследствие аппетитов судовладельцев. В связи с этим «НиК» решил поинтересоваться у экспертов, как Россия будет решать данную проблему.
Вячеслав Мищенко, руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина:
«Смысл теневого флота в том, чтобы не делать его прозрачным и тем самым увести из-под удара санкций. Кто сейчас возит российскую нефть, какие компании и на каких условиях, как происходит страхование — пока анализ делать рано. В любом случае, сейчас это не главное.
В настоящее время принципиальный вопрос заключается в том, чтобы правительство РФ, а также наши компании экспортеры осознавали всю бесперспективность игр с ценовым «потолком», поскольку это является «игрой с карточным шулером», который сам устанавливает какие-то правила, сам тасует карты. Ценовой потолок меняет весь нефтяной рынок. Вместо свободного либерального открытого рынка и рыночного ценообразования вам предлагаются какие-то непонятные принципы и методики выстраивания стоимости нефти. Кроме того, неизвестно, как часто и насколько этот «потолок» будет меняться. Брать цену в $60 за баррель и вокруг нее устраивать расчеты и дискуссии — это то же самое, что играть с шулером по его ставке. Кажется, что иногда выгодно, но результат будет один — Россия и российские экспортеры проиграют. Вокруг ценового потолка ни в коем случае нельзя устраивать какую-то логику продаж нефти. Кстати, от него пострадают и все остальные участники рынка, поскольку «потолок» могут применить и к другим экспортерам.
Российские власти уже неоднократно делали заявления, что РФ не будет продавать нефть странам, присоединившимся к ценовым ограничениям. Хотелось бы, чтобы данные заявления были закреплены на законодательном уровне, дабы полностью исключить лазейки коллаборантов, которые находили бы в этом прибыль и удобства».