Posted 5 декабря 2022, 16:05

Published 5 декабря 2022, 16:05

Modified 5 декабря 2022, 16:05

Updated 5 декабря 2022, 16:05

Чехия откажется от «Дружбы» через 3 года

5 декабря 2022, 16:05
Чехия планирует расширить мощности Трансальпийского трубопровода
Сюжет
Чехия

Чехия планирует расширить мощности Трансальпийского трубопровода (TAL), чтобы к 2025 году преодолеть зависимость от трубопроводной нефти из России, в частности отказаться от поставок российской нефти по «Дружбе». Об инициативе сообщил чешский сайт irozhlas.cz со ссылкой на премьер-министра Чехии Петра Фиалу.

«Чехия еще три года будет зависима от поставок нефти по российскому трубопроводу „Дружба“. Однако уже с 2025 года поставки этого стратегического сырья будут обеспечены по трансальпийскому трубопроводу TAL, мощность которого будет значительно расширена», — заявил Фиала чешскому изданию Idnes.

Компания Mero, владеющая продолжением TAL из Германии в Чехию, уже получила разрешение в ЕС. На расширение пропускной способности TAL планируется потратить до €50-65 млн, что позволит нарастить мощность нефтепровода на 4 млн тонн — Чехия будет получать 7-8 млн тонн нефти ежегодно, отмечает ТАСС.

У Чехии есть двухгодичное послабление из эмбарго ЕС на российскую нефть и нефтепродукты, напоминает РИА Новости, чтобы заменить российское сырье. По данным минпромторга Чехии, в 2021 году страна импортировала 6,8 млн тонн нефти — на 10,8% больше, чем в 2020 году. С юго-запада Европы по системе трубопроводов TAL-IKL в страну поступило 51,2% нефти, остальные поставки были осуществлены по «Дружбе» из России.

Трансальпийский нефтепровод протяженностью 753 км, построенный после Второй мировой войны, проходит через Италию, Австрию и Германию, соединяет итальянский порт Триест с немецкими землями Бавария и Баден-Вюртемберг. На чешские НПЗ в городах Кралупы и Литвинов импортируемая нефть попадает по трубопроводу Ингольштадт–Кралупы–Литвинов (IKL или MERO), соединенному с TAL в Германии.

Стоит отметить, что Кралупский НПЗ перерабатывает в основном легкие сорта нефти, тогда как Литвиновский — в основном российскую Urals (оба завода принадлежат польской Orlen). Отказ Чехии от «Дружбы» потенциально принесет проблемы Литвиновскому НПЗ, кроме того, TAL не «дотянут» до Словакии, что ставит под вопрос снабжение сырьем НПЗ в Братиславе (Словакия), принадлежащего венгерской MOL, после окончания действия исключений ЕС относительно трубопроводных поставок нефти из РФ.