Рынок нефти переживает серьезную трансформацию. Количество сырья, которое перевозится морским путем, уже увеличилось, выросло и время его доставки. После 5 декабря этот процесс только ускорился. Всем экспортерам, а также основным импортерам, понадобится больше танкеров. В этой ситуации возникает закономерный вопрос, а хватит ли этих судов на всех?
Стоит отметить, что морские перевозки никогда и нигде не были полностью прозрачными. Сейчас процесс их ухода «в тень» только усилился, даже появился термин «сумеречный флот». По данным сингапурских брокеров Gibson Shipbrokers, в настоящее время самый большой рост спроса зафиксировали на 15-летние суда класса Suezmax дедвейтом в 160 тыс. тонн — за год они подорожали на 58,5%. 10-летние VLCC с дедвейтом от 200 тыс. до 320 тыс. тонн выросли в цене на 20,5%. В Gibson Shipbrokers считают, что подорожание судов спровоцировали покупатели с Ближнего Востока, из России и Азии.
Вместе с тем очевидно, что Россия в данной ситуации может оказаться в одной из самых уязвимых позиций, поскольку «потолок» цен, о котором пока никак не могут договориться страны ЕС, создается как раз для того, чтобы полностью контролировать морские поставки российской нефти со стороны западных перевозчиков и страховщиков. Причем санкционная риторика только ужесточается. 28 ноября Совет ЕС единогласно утвердил решение о включении обхода или нарушения европейских санкций в список уголовных преступлений в Евросоюзе. Ранее 26 ноября канцлер ФРГ Олаф Шольц в ходе конференции СДПГ заявил, что поддерживает введение запрета на поставки российской нефти по нефтепроводам с января. Таким образом, обход санкций будет усложняться, как и транспортировка российской нефти в ЕС по традиционным сухопутным маршрутам. Проблемы возникнут и со страховками.
18 ноября Bloomberg со ссылкой на министерство транспорта Турции сообщил, что грузоотправителям нефти для пересечения проливов Босфор и Дарданеллы нужно будет доказать наличие страховки. Новое правило вступает в силу 1 декабря, за несколько дней до того, как Европейский союз и Великобритания введут дополнительные ограничения на торговлю с Россией. Но, несмотря на все эти факторы, российская сторона настойчиво повторяет, что РФ откажется от поставок тем странам, которые захотят прибегать к нерыночному регулированию мировой торговли нефтью. Более того, как сообщает все тот же Bloomberg, Россия готовит документ, запрещающий компаниям — как российским, так и любым нефтетрейдерам — продажу нефти кому-либо из участвующих в ведении ценового потолка.
Есть, конечно, вероятность компромисса: то есть при «высоком потолке» цен $70-75 российские компании захотят поставлять нефть, называя это скидкой. Однако российские эксперты предупреждают, что соглашаться на это не стоит, поскольку «потолок» в любой момент могут пересмотреть, а наша страна не создаст нужного флота и страховые механизмы для его работы. Если же «потолок» решительно отвергать, то цены на мировом рынке обязательно пойдут вверх, а поступления в российский бюджет могут быть обеспечены меньшим объемом экспорта.
При этом сейчас, судя по всему, нашу страну активно пытаются в эту ловушку затащить. Например, согласно данным Минэнерго России, которые были представлены еще в сентябре, скидка на российскую нефть сократилась до 18-20%. 26 ноября Bloomberg представил данные, что Китай и Индия скупают две трети всей нефти, экспортируемой по морю, по цене около $52 за баррель, или с 39% скидкой по отношению к Brent. Россия якобы теряет на этом примерно в $4 млрд месяц. То есть сейчас Россию хотят уговорить поддаться на «потолок» цен, дабы увеличить ее доход.
В то же время ряд западных источников признает, что после введения запрета на импорт российской нефти в ЕС и Великобританию морем и лимита цен экспорт России на нынешнем уровне поддержит «теневой флот». Французский судовой брокер BRS Group подсчитал, что «сумеречный» флот танкеров составляет более тысячи судов, дедвейт половины из которых — 51 тыс. тонн (более 350 тыс. баррелей). Эти танкеры поддержат перенаправление российской нефти на новые рынки. По мнению BRS Group, проблемы могут возникнуть только с экспортом 800 тыс. баррелей мазута в сутки. В Trafigura отмечают, что сложностей со страховками у «теневого» флота также быть не должно, многие суда смогут застраховаться самостоятельно или российскими компаниями.
Однако Reuters со ссылкой на представителя министерства финансов США пишет, что, невзирая на возможности обхода «заградительных» мер G7, российский экспорт нефти и нефтепродуктов может снизиться на 1-2 млн баррелей в сутки. То есть предложение на мировом рынке сократится на 1-2%.
В свою очередь, источники в российской отрасли морских перевозок отмечают нехватку танкеров VLCC с дедвейтом от 200 тыс. до 320 тыс. тонн, которые из-за большого транспортного плеча необходимы для транспортировки нефти в Индию из портов в европейской части России. Такие суда есть у ближневосточных стран и Китая, поэтому, скорее всего, проблемы решаемы, но непонятно, с какими финансовыми потерями для российских компаний. Вообще финансовые потери, видимо, станут основной проблемой для российских компаний после 5 декабря.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков заметил, что сейчас никто не скажет точную цифру танкеров, которые закупаются для поставок российской нефти:
«Сумеречный» флот не отчитывается перед западными регуляторами. Он зарегистрирован не в России, а в других юрисдикциях»,
— пояснил эксперт. Он отметил, что о количестве таких «теневых» судов официальных данных нет, поэтому неизвестно, все ли экспортные объемы смогут перевезти российские компании:
«При перенаправлении европейских объемов на азиатский рынок транспортное плечо становится больше, и требуется больше танкеров. Вторая проблема заключается в том, что с 5 декабря нужно находить еще и лояльные России суда, которые будут игнорировать „потолок“ цен. При этом непонятно, когда это ценовое ограничение заработает и какой будет „потолок“. Сами европейцы и американцы заинтересованы в переносе действия этих санкций для стабилизации нефтяного рынка. Кроме того, американцы интерпретируют ценовое ограничение, как запрос владельца судна о принадлежности груза и его цене. Однако в них ничего не сказано о том, как владельцы судов должны проверять достоверность представленных документов»,
— рассказал Юшков.
Он уточнил, что, согласно самому пессимистичному сценарию МЭА, стоит ожидать сокращения экспорта российской нефти на 1 млн баррелей:
«В масштабах санкционного давления это не так много, и это самый пессимистичный сценарий, вряд ли он будет реализован. То есть, возможно, какие-то объемы экспорта мы сократим на какой-то период, но это из-за проблем с логистикой и сегментом страхования. Гораздо меньшие проблемы будут с поиском покупателей. Сейчас покупатели тоже пользуются ситуацией, выпрашивая дополнительные скидки, но это второстепенная проблема. В целом продать нефть Россия сможет, вопрос — по какой цене. Индия и Китай не будут упускать возможность подзаработать. Сейчас скидка на российскую нефть уменьшилась до $18-20 за баррель, вполне возможно, что после 5 декабря она опять начнет расти»,
— пояснил эксперт.
Также он напомнил, что у России была проблема с продажей мазута, поскольку очень много этого нефтепродукта шло именно на рынок США, но эти поставки удалось перенаправить на Ближний Восток.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович сказал, что три четверти российской нефти уже перенаправлено с европейского рынка:
«Танкерный флот активно скупается Россией в теневом режиме. Конечно надо было иметь свой флот заранее. Уже в октябре объем морских поставок российской нефти в Индию был больше, чем объем морских поставок российской нефти в Евросоюз. И страховые механизмы, которые будут брать на себя риски по обеспечению поставок в Индию, надо было развивать раньше. Была бы синергия — одна компания добывает, другая перевозит, третья страхует. Но в России, видимо, считали, что это какой-то неправильный вид бизнеса. Это абсурдная точка зрения, но она была. А в Китае и Индии есть страховые компании. Видимо, сейчас часть бизнеса переведут на них, главное, чтобы эти страховки принимались покупателями и странами, которые контролируют морские пути»,
— заявил эксперт.
По его мнению, если бы в мире все готовились к резким сокращениям поставок российской нефти, стоимость сырья уже бы сильно выросла:
«Рынок считает, что ничего фундаментального не случится. Все рассчитывают на компромисс, то есть российская цена с дисконтом впишется в price cap. Однако позже американское давление будет увеличиваться, и к этому нужно готовиться, то есть обязательно переводить страховые компании и перевозчиков в не западные юрисдикции»,
— резюмировал Митрахович.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов также напомнил, что Россия уже заместила порядка 70% поставок на европейский рынок:
«Перенаправление оставшихся 30% — это вопрос времени. В ближайшие месяцы, после вступления в силу европейского эмбарго, экспорт российской нефти все же сократится от 0,6 до 1 млн баррелей в сутки. Но с учетом того, что наше сырье востребовано, и если не будет принято никаких действий со стороны ОПЕК+ по увеличению добычи, то ниша для российских углеводородов останется, и в первом полугодии 2023 года страна сможет практически полностью компенсировать потерянный европейский рынок нефти. Эмбарго на нефтепродукты вступает в силу в феврале 2023 года, и в этом сегменте могут быть проблемы, поскольку заместить европейский рынок нефтепродуктов другими рынками, по сути, невозможно»,
— рассказал эксперт.
По его словам, принципиальный вопрос, а почему России нужен будет именно теневой флот?
«Страны, которые формально не присоединятся к ценовым ограничениям, могут покупать российскую нефть со скидкой, которая может быть меньше установленного „потолка“, тогда формальных запретов на использование международных судовых компаний, например, Греции, Кипра, Мальты, не будет»,
— отметил Громов.
Касаясь темы с заявлением Турции по вопросу страховок, он подчеркнул, что раньше Анкара таких требований не выдвигала:
«Эти требования связаны с формальным соответствием европейским санкциям, хотя Турция к ним не присоединилась. По факту это означает, что страховка у танкеров, проходящих через Босфор и Дарданеллы, должна соответствовать критериям британских страхователей. То есть покрывать в том числе и открытые риски — утечки нефти. В этой связи принципиально важно понять, будет ли Анкара признавать российские страховки, если они будут соответствовать британским стандартам. Второй вопрос, будет ли какая-то кооперация с турецкими страховщиками в этом вопросе. Ведь еще в конце октября официальные лица Турции делали громкие заявления о том, что если Анкаре будет необходимо, она готова приобретать российскую нефть вне зависимости от того, кем она будет застрахована»,
— напомнил Громов.
Вместе с тем, как пишет Politico, власти США давят на Европейский союз по вопросу введения «потолка» цен на нефть из России. Пока ЕС сопротивляется, так как у всех свои интересы. Например, Греция и Мальта не хотят, чтобы цена на нефть из РФ опускалась ниже $70 за баррель, — они боятся потерять большую часть рынка морских перевозок. «Потолок» может осложнить работу трейдеров, связанных с кредитными и страховыми организациями. Болгария, Хорватия, Венгрия, Словакия и Чехия смогли «пробить» себе разрешение покупать российскую нефть без ценовых ограничений. Польша выступает за «потолок» в $30, хотя и не хочет отказываться от «Дружбы». Судя по всему, таким нехитрым образом Вашингтон решил представить Москве «злого» и «доброго» полицейских, чтобы уговорить Москву согласиться на дискриминационную торговлю.