Posted 15 ноября 2022, 11:16
Published 15 ноября 2022, 11:16
Modified 15 ноября 2022, 11:18
Updated 15 ноября 2022, 11:18
Наталья Мильчакова, кандидат экономических наук
В октябре рынок нефти снова начал расти. Цена марки Brent, оттолкнувшись от уровня в $87, за месяц выросла на 6,7% и повысилась до $94,83 за баррель. Цена техасской марки WTI в октябре выросла чуть меньше, на 4,6% до $86,53 за баррель. Дисконт WTI к Brent по-прежнему находится на уровне в $8-9. Октябрь с точки зрения климатических условий оказался для нефтяного рынка достаточно спокойным. Ураганов или ещё каких-либо стихийных бедствий в США не случилось. Одновременно октябрь был достаточно богат на вызванные ростом инфляции в мире забастовки и акции протеста, в том числе, в нефтепереработке. Например, в октябре забастовки объявили сотрудники на 6 из 8 французских НПЗ, в том числе — на крупнейшем НПЗ в Нормандии, принадлежащем TotalEnergies, а это стало мощным фактором для углубления топливного кризиса в Европе и восстановления роста цен на нефть.
Энергетический кризис в Европе осенью текущего года стал проблемой, которая обсуждалась и международными финансовыми институтами, и была в центре внимания на весьма уважаемых международных форумах. Так, одним из событий октября, к которому было приковано внимание мировой общественности, стало прошедшее в Москве очередное ежегодное заседание международного дискуссионного клуба «Валдай», созданного ещё в 2004 году по инициативе президента России Владимира Путина, который является постоянным участником этого форума. Если в предыдущие два года повестка дня дискуссионного клуба включала, по понятным причинам, вопросы борьбы с пандемией Covid-19 и с неблагоприятными изменениями климата, то в текущем году в центре внимания был мировой кризис, при этом не только энергетический и экономический, но и во всей архитектуре мировой политики.
В программной речи на этом международном форуме Владимир Путин акцентировал внимание на системном кризисе в мире, который, прежде всего, является кризисом так называемой «глобализации», а на самом деле — ценностей, которые Запад навязывает остальному миру.
Отвечая на вопросы участников форума, Владимир Путин рассказал о причинах сегодняшнего энергетического кризиса, фактически назвав их причиной ошибки США и другие стран Запада, которые сегодня дорого обходятся остальному миру:
»Против Венесуэлы ввели санкции. Она же один из самых крупных производителей нефти была до недавнего времени. Против Ирана ввели санкции, против России ввели санкции. Сейчас угрожают санкциями Саудовской Аравии. Хотят ввести ограничение по ценам на российскую нефть и газ… На каждом шагу [страны Запада — Н.М.] совершают ошибку, которая ведет к тяжелейшим последствиям для самих стран, которые вводят эти санкции».
А из этого следует, что энергетический кризис будет продолжаться ещё достаточно неопределённое время, поскольку США и их союзники продолжают вводить всё новые и новые санкции, а введённые ранее ограничительные меры не отменяют и даже не планируют отменять. «Потолок цен» на российскую нефть, который активно лоббируют США, должен вступить в силу в начале декабря, однако по вопросу о цене нефти, выше которой начнёт действовать «потолок», в странах «большой семёрки» до сих пор нет согласия.
В конце октября агентство Bloomberg писало о том, что США рассматривают возможность установить предельную цену экспорта российской нефти выше $60 за баррель, хотя ранее, как сообщали американские СМИ, обсуждался ценовой коридор в $40-60 за баррель. Однако после заявления вице-премьера правительства РФ Александра Новака о том, что Россия не будет экспортировать нефть в страны, которые присоединятся к «ценовому потолку», в США очень быстро «переобулись» и начали рассматривать варианты, которые, по их мнению, должны устроить всех, включая Россию.
Более того, глава американского Госдепартамента Энтони Блинкен неожиданно заявил о том, что Россия будет продолжать экспортировать нефть на Запад, даже несмотря на «потолок цен».
По его мнению, это произойдёт потому, что Россия якобы не найдёт других покупателей на свои энергоресурсы. Но, как оказалось, в других ведомствах США мнение по поводу «потолка цен» совсем другое.
Так, министр финансов США Джанет Йеллен, которую западные СМИ называют автором идеи «ценового потолка», в начале ноября неожиданно заявила о том, что США не против, чтобы Индия приобретала нефть у России по ценам, которые считает для себя наиболее выгодными, в том числе — по ценам выше «потолка».
Также глава американского Минфина, по сообщениям западных СМИ, приветствует, если Индия, Китай и другие страны-покупатели российской нефти, будут торговаться с Россией по поводу цены приобретаемой нефти. Однако такой «аттракцион неслыханной щедрости» в адрес Индии США готовы устроить не безоговорочно — госпожа Йеллен одновременно обиженно заявила, что Индия для доставки нефти из России, которая будет приобретена по цене выше «потолка», может не обращаться к услугам транспортных и страховых компаниий, зарегистрированным на территории США и стран «большой семёрки». Это заявление вполне «коррелирует» с прогнозом Госдепа США, который озвучил лично госсекретарь Блинкен: многие страны зависят от США и стран Запада в перевозке нефти и страховании грузов, поэтому им придётся присоединиться к «потолку цен», а России, в свою очередь — экспортировать нефть по цене не выше «потолка». При этом сам ценовой «потолок» для российской нефти до сих пор не обнародован. На первый взгляд, эта «мягкая» угроза импортёрам российской нефти со стороны США небезосновательна.
Из десяти крупнейших мировых танкерных перевозчиков четыре зарегистрированы в странах ЕС, два — в США, а остальные, хотя и зарегистрированы в оффшорных зонах, на самом деле принадлежат владельцам из стран «большой семёрки» и имеют активы в США или западной Европе. А мировой страховой рынок почти монополизирован компаниями из США, Великобритании и ЕС.
Однако Россия в октябре увеличила поставки нефти в Турцию, Китай и Индию в общей сложности в 2,5 раза по сравнению с началом марта текущего года, одновременно сократив почти на такую же величину поставки нефти в страны Европы. Также у России этой осенью начали расти поставки нефти в совсем неожиданные направления — в Саудовскую Аравию и ОАЭ, хотя эти страны являются для России не только партнёрами по ОПЕК+, но и конкурентами в экспорте нефти. Такое изменение географии поставок нефти, скорее всего, связано с тем, что Россия уже перенаправляет экспортные потоки на Восток, при этом прибегая к посредническим услугам по доставке и страхованию грузов компаний из дружественных стран. В пользу этого говорит и статистика по добыче нефти Россией.
Если в феврале 2022 года Россия добывала 11,05 млн баррелей в сутки, то в октябре добыча нефти в России сократилась только на 2% до 10,84 млн б/с.
Из этого следует, что на российскую нефть по-прежнему есть покупатели, несмотря на все анонсированные США и ЕС «потолки цен» и другие ограничения.
«Ценовой потолок», который США и страны G7 пытаются наложить на экспорт российской нефти, в итоге может нанести гораздо больший ущерб экономике западных стран-импортёров нефти, причём в наибольшей степени странам Евросоюза. Выступая на XV Веронском евразийском экономическом форуме, который в этом году проходил в Баку, глава Роснефти Игорь Сечин раскритиковал страны Запада за политику санкций и эмбарго, главным результатом которых становится колоссальное по масштабам недоинвестирование в добычу традиционных энергоресурсов и напомнил, что некоторые американские инвестбанки прогнозируют семикратный рост дефицита нефти к 2030 году.
По прогнозу инвестбанка J.P. Morgan, как отметил Игорь Сечин, «при сохранении текущих инвестиционных трендов, мировой дефицит энергии, наблюдаемый в 2022 г., к 2030 г. вырастет в 7 раз. Для ликвидации этого дефицита, необходимо ежегодно увеличивать инвестиции в традиционную энергетику в среднем на $100 млрд до 2030 г., в том числе в нефтяную отрасль — на $44 млрд».
Также глава Роснефти напомнил, что западные энергокомпании, заявившие весной о своём уходе из России, до сих пор не торопятся это делать. Например, ВР до сих пор остаётся, по словам Игоря Сечина «теневым акционеров» Роснефти.
ВР «не участвует в работе органов управления компании, сохраняя все права и соответствующие пакету дивиденды», — уточнил руководитель Роснефти.
Соответственно, ситуация с будущим «потолком цен» может развиваться так, что США, G7 и ЕС, пытаясь ограничить право других стран свободно выбирать цену, по которой они хотят приобретать нефть, сами не заинтересованы полностью порывать отношения с Россией. От дивидендов из России в прямом и переносном смысле Запад отказываться не намерен.
Поэтому заявление Энтони Блинкена о том, что Россия продолжит экспортировать нефть, даже несмотря на ожидаемый «потолок цен», на самом деле можно будет понимать как-то, что страны Запада будут продолжать импортировать российскую нефть, используя, возможно, механизмы «параллельного импорта».
В ноябре цена Brent, по нашему прогнозу, по-прежнему может колебаться в коридоре $88-100 за баррель.
Последствия взрывов на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток-2» могут, по мнению ряда специалистов из разных стран, оказаться весьма опасными для экосистемы Балтийского моря. Напомним, что Датское энергетическое агентство, ещё когда выдавало разрешение на прокладку труб «Северного потока-2» в районе острова Борнхольм, где и случились взрывы, объясняла промедление с выдачей разрешения тем, что в этом районе после второй мировой войны утилизировалось химическое оружие, представляющее угрозу экологии Балтики. Сегодня специалисты Орхусского университета в Дании предупреждают, что выброс метана из взорванного трубопровода мог поднять со дна загрязняющие вещества, существенно загрязнить воду и нанести ущерб морской фауне. А так как в Балтийском море нет сильных приливов и сильных течений, эти ядовитые отложения могут сохраняться в воде ещё длительное время и оседать на дно очень медленно.
Информационный портал Al-Arabiya публикует неутешительные прогнозы о том, что выброс в атмосферу метана, произошедший из-за взрывов газопроводов, может привести к климатической катастрофе. Изначально размер утечки оценивался в 0,5 млн тонн метана, но китайские экологи уже подсчитали, что точный размер утечки составляет максимум 0,22 млн тонн. По мнению китайских специалистов, хотя это был самый большой в истории единовременный выброс метана, он сравним с той величиной, которую выделяют энергетические предприятия всего за один день.
Согласно подсчётам китайских учёных, такой выброс метана повысит концентрацию углекислого газа в атмосфере всего на 0,0026 промилле, что приведёт к повышению температуры на Земле всего на 0,000018 градуса, что не представляет существенной угрозы ни человечеству, ни экосистеме Балтики.
Для человечества ущерба вроде бы и нет, хотя ещё предстоит оценить, как повлияют последствия взрыва, например, на нерест трески, о покое которой в Европе так заботились, что требовали от Nord Stream 2 приостановить строительство «Северного потока-2», чтобы не помешать нересту. Также неясно, какой ущерб ещё будет нанесён водорослям, планктону и прочей флоре и фауне Балтики, если загрязняющие вещества всё ещё сохраняются в толще воды. Интересно, что в Еврокомиссии не спешат оценивать экологический ущерб Балтике, хотя при строительстве «Северного потока-2» партии «зелёных» и проамериканские экологические движения запугивали Европу экологическим ущербом от работы газопровода. Также как и не спешат искать виновных во взрыве «Северных потоков», хотя уже очевидно, кому выгодно оставить ЕС без российского газа и заодно с испорченной экосистемой.
Пока страны ЕС закачивают газ в ПХГ и лихорадочно ищут, где взять газ, альтернативный российскому, Турция уже заявляет о намерении стать международным газовым хабом, участники которого сами будут определять цены покупки и продажи газа. Такой план обнародовал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Через Турцию проходит семь экспортных газопроводов, на её территории находятся два терминала для экспорта СПГ, две плавучих установки для хранения и регазификации СПГ. При этом в Турции рассчитывают, что участниками международного хаба на её территории станут не только покупатели, но и различные поставщики газа, в том числе — Азербайджан, Иран и даже некоторые страны Африки.
Несмотря на амбициозные планы создания газового хаба, Турция в ближайшее время вряд ли сможет их осуществить. Для этого необходимо, чтобы, например, Россия увеличила мощности второй нитки «Турецкого потока», которая в настоящее время составляет только 16 млрд кубометров в год, или построила новые газопроводы, способные по своей мощности восполнить потерю хотя бы одного «Северного потока». Тем временем Россия и Китай уже договорились о строительстве газопровода «Сила Сибири-2» через территорию Монголии. Президент России Владимир Путин на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил, что Россия в настоящее время ведёт переговоры с Индией о возможных поставках сжиженного природного газа. Россия наверняка станет в будущем одним из активных участников нового газового хаба, который будет создан в Турции, однако, не исключено, что через этот хаб она будет осуществлять дополнительные поставки газа в саму Турцию или, возможно, поставки газа на юг Европы с использованием технологии сжижения газа, так как Европа — весьма непредсказуемый покупатель, для того, чтобы продолжать ей поставлять газ по долгосрочным контрактам, как это было раньше. Да ещё и экспорт газа по трубопроводу в Европу, как видим, уже небезопасен.
Цены на газ, которые в октябре упали до $300-400 за тысячу кубометров на фоне роста заполняемости европейских ПХГ, в ноябре опять пошли вверх. Если зима окажется более холодной, чем сегодня прогнозируется, эти запасы в ПХГ могут иссякнуть очень быстро, значит, зимой можно будет ожидать нового витка роста цен на газ.