Posted 31 октября 2022, 07:40
Published 31 октября 2022, 07:40
Modified 31 октября 2022, 07:40
Updated 31 октября 2022, 07:40
Транспортный маршрут Север — Юг в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу, считает первый вице-премьер России Андрей Белоусов. «Сегодня ключевую роль начинают играть меридианные маршруты, прежде всего маршрут Север — Юг», — сказал он на XV Веронском Евразийском экономическом форуме в Баку. По его словам, учитывая выходы маршрута Север — Юг в страны Персидского залива, Индию, Китай и Африку, он «может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу».
Значимость маршрута Север — Юг, особо отметил Белоусов, связана не с санкциями, которым подверглась Россия и российская экономика, речь идет в целом о глобальных сдвигах на мировых рынках и смещении центров экономической активности в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
«Сегодня исторически сложившаяся транспортная инфраструктура и России, и других стран, которая формировалась прежде всего по принципу параллели и горизонту Восток-Запад, перестает отвечать глобальным тенденциям и тем реалиям, с которыми мы сегодня столкнулись, — отметил он. — У нас по сути дела единственный такой меридианный маршрут идет через Суэцкий канал, и мы знаем, какие риски для мировой экономики создает такая монополярность. Мы помним, что случилось, когда Суэцкий канал был перекрыт, что произошло с ценами на нефть, на другие ресурсы. А перекрытие составило около недели».
По словам первого вице-премьера РФ, объем перевозок российских грузов по коридору Север — Юг к 2030 году может вырасти почти вдвое. «Развитие коридора, о котором идет речь, сегодня в решающей мере зависит от взаимодействия России с Республикой Азербайджан и от взаимоотношений наших стран с Ираном. Действительно, мы ожидаем, что к 2030 году объем перевозки российских грузов по коридору Север — Юг по всем ветвям вырастет почти в два раза — с текущих 17 млн до 30 млн тонн. Но основную перспективу, которая возьмет на себя больше половины прироста, мы видим прежде всего в западном маршруте, проходящем через Азербайджан», — сказал Белоусов.
Целью должно стать обеспечение к 2030 году провозной мощности западного маршрута коридора Север — Юг всеми грузами с нынешних 9 млн тонн до уровня не менее 15 млн тонн грузов, считает он.
«Мы видим, что эти цифры вполне достижимы. За девять месяцев текущего года внешнеторговые перевозки между Россией и Азербайджаном железнодорожным транспортом составили более 5 млн тонн, что почти на 2 млн тонн выше уровня аналогичного периода прошлого года. Таких темпов мировая экономика в текущей ситуации не знает и вряд ли узнает. Автомобильные перевозки между нашими странами за шесть месяцев текущего года составили 1,5 млн тонн, что на 1 млн тонн, или в три раза, выше уровня аналогичного периода прошлого года. Это все свидетельствует о том, какой потенциал заложен сегодня в развитие этого транспортного коридора», — цитирует ТАСС Белоусова.
Россия, отметил первый вице-премьер, предполагает создать на транспортном коридоре Север — Юг трехстороннего международного оператора с участием Ирана и Азербайджана.
«Россия предлагает рассмотреть возможность запуска такого сервиса с учетом того, что оператор будет также выполнять экспедиторские функции, контрактовать услуги перевозок, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки», — резюмировал Белоусов.