Бюджет России недополучит 2 трлн рублей, поскольку Восточный железнодорожный полигон не справляется с объемами грузоперевозок, сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. В беседе с журналистами министру был задан вопрос, сколько грузов не смогут перевезти через восточный железнодорожный полигон из-за перегруза. «Около 100 млн тонн […] Получится у нас порядка 1,5 — 2 трлн рублей», — ответил Чекунков, отметив, что вывозятся более дорогие товары, при этом «убытки есть несомненно».
«Я продолжаю считать, что загрузка восточного направления преимущественно углем стратегически является не оптимальной для российской экономики. Она, в частности, сильно сдерживает сельское хозяйство», — сказал министр, отметив необходимость переориентации экономики «на менее углезависимые рельсы». Плюс развитие Северного морского пути позволит перевозить с запада на восток еще 200 млн тонн грузов к 2030 году, а расширение Восточного полигона в перспективе до более 250 млн тонн должны перестроить логистику с запада на восток.
Хотя РЖД фиксирует рост экспорта неугольных грузов в направлении морских портов Дальневосточного бассейна, отмечается рост перевозок во внутрироссийском сообщении, в первую очередь угля, перевозимого для нужд энергетики и ЖКХ (за 9 месяцев 2022 года +9,3% к уровню прошлого года). В октябре погрузка кузбасского угля в адрес российских потребителей выросла практически на 20%. Прежде всего, среди получателей груза — предприятия энергетики (рост составил 18%), сообщили «Российской газете» в РЖД. На +11,1% выросли также отправки нефтепродуктов в январе–сентябре в адрес российских потребителей.
В то же время погрузка угля на Дальневосточной железной дороге за девять месяцев выросла на 8,6%, на экспорт отправлено более 19 млн тонн, на 14% больше, сообщает ТАСС, ссылаясь на пресс-службу ДВЖД.
«С начала 2022 года на Дальневосточной железной дороге погружено 24,4 млн тонн угля (+8,6% к аналогичному периоду прошлого года). […] На экспорт отправлено 19,2 млн тонн дальневосточного угля (+14% к январю-сентябрю 2021 года)», — говорится в релизе.
При этом погрузка якутского угля Эльгинского месторождения увеличилась на 23,8% и достигла 13 млн тонн.
В конце августа правительство РФ продлило отмену пониженных коэффициентов на экспортные перевозки каменного угля по сети железных дорог с 1 сентября до 31 декабря 2022 года.
Выступая на Восточном экономическом форуме, президент РФ Владимир Путин заявил, что прежнее решение не расширять Байкало-Амурскую (БАМ) и Транссибирскую магистрали было принято ошибочно из-за недооцененных объемов перевозок, прежде всего угля, на восточном направлении. Но ситуация, по его словам, исправима. По поручению Путина идет модернизация Восточного полигона, благодаря которой к 2024 году предполагается увеличить пропускную способность магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 180 млн тонн в год.