Posted 27 октября 2022, 12:02
Published 27 октября 2022, 12:02
Modified 27 октября 2022, 12:04
Updated 27 октября 2022, 12:04
Импорт сырой нефти в Китай в сентябре подскочил на 2 млн б/с, поскольку страна готовилась удовлетворить растущий спрос на топливо в Европе. Менее чем через два месяца в ЕС вступит в силу эмбарго на российскую нефть, а через два месяца — на нефтепродукты. Европа рассчитывает, что внутренний спрос Китая останется низким, поскольку КНР может стать ключевым поставщиком нефтепродуктов зимой, пишет Ирина Слав для oilprice.com
Объем импорта сырой нефти в Азию подскочил в сентябре. Обычно такие новости вселяют надежду на повышение спроса и, следовательно, на рост цен, но на этот раз все сложнее. Рост связан не столько со спросом в Азии, сколько со спросом в Европе. Импорт нефти в Азию вырос более чем на 2 млн б/с в прошлом месяце, сообщил Клайд Рассел из Reuters в своей последней колонке, отметив, что основная часть поставок приходится на Китай и Сингапур.
Рассел отметил, что и Китай, и Сингапур провели техническое обслуживание своих НПЗ в августе, а показатели загрузки заводов выросли в сентябре. С одной стороны, это обычная подготовка к зиме. С другой — менее чем через два месяца в ЕС вступит в силу эмбарго на российскую нефть, а после этого — эмбарго на нефтепродукты.
Европа уже столкнулась с дефицитом дизельного топлива, добровольно отказываясь от российского ДТ в преддверии эмбарго на фоне ограниченных поставок топлива по всему миру. Это усугубляет опасения относительно спроса из-за рекордно высоких цен, а также опасения рецессии из-за нехватки топлива.
По мнению крупных трейдеров, которое приводится в недавнем отчете Energy Intelligence, США, возможно, могли бы нарастить поставки топлива в Европу, особенно с учетом того, что российское топливо будет перенаправлено в другие регионы, где есть спрос, включая Азию и Южную Америку. Однако часть этого российского топлива все равно пойдет в Европу — просто будет поступать из Китая.
В этой истории про ЕС и Россию есть ироничный нюанс: физически российская нефть не перестанет поступать в Европу, что бы Европа ни делала для прекращения поставок, даже если она готова хорошо за это заплатить. Поставки топлива из Индии в Европу демонстрируют отсутствие у ЕС проблем с российскими нефтепродуктами, пока они поступают не напрямую из России.
И, вероятно, такое положение вещей будет продолжаться еще долго, потому что какие бы геополитические игры ни велись, физический спрос на нефтепродукты будет оставаться устойчивым до тех пор, пока цены не станут чрезмерно высокими. И даже в этом случае падение спроса не будет моментальным. В качестве примера можно привести Францию, где забастовки парализовали более половины нефтеперерабатывающих мощностей страны, и все же люди стоят в очередях, чтобы заправить баки своих автомобилей.
Еще большая ирония заключается в том, что Европейскому союзу, видимо, придется полагаться на Китай в вопросах поставок топлива зимой. В конце концов, следуя примеру США, ЕС также выступил против растущего доминирования Китая на различных мировых рынках. КНР и ЕС — не друзья, так считают в Европе. Тем не менее для европейцев Китай — жизненно важный поставщик сырьевых товаров, без которых Евросоюз не справится.
Скорее всего, европейским странам придется воспользоваться китайским спасательным кругом уже очень скоро. Забастовки на французских НПЗ — не единственная проблема топливообеспечения. В этом месяце дефицит дизельного топлива в Европе усугубится, поскольку НПЗ проходят сезонное техническое обслуживание. Это снизит мощность НПЗ по переработке, выведя с рынка 1,5 млн б/с. Вдобавок к забастовкам во Франции, конца которым не видно, напряженной стала ситуация с поставками дизельного топлива в ЕС в целом, да и в других регионах мира энергоресурсы остаются дефицитными или дорогостоящими. За исключением, судя по всему, Китая.
Агентство Bloomberg в недавнем отчете заявило, что китайские нефтеперерабатывающие заводы только что получили самые большие квоты на экспорт топлива с начала года. Одной из причин этого остается слабый рост внутреннего спроса после карантинов. Другой возможной причиной является перспектива увеличения спроса на топливо в Европе в связи с ситуацией, описанной выше.
«Пока китайская экономика остается слабой, а товарные запасы высоки, для переработчиков есть стимул сокращать запасы и экспорт»,
— сказал Bloomberg исследователь из Оксфордского института энергетических исследований.
Европе остается надеяться, что экономика Китая все еще слаба после коронавируса.