Posted 21 октября 2022,, 09:30

Published 21 октября 2022,, 09:30

Modified 21 октября 2022,, 09:30

Updated 21 октября 2022,, 09:30

Хроника топливного кризиса на Украине: дефицит, неизвестные поставщики и раздел рынка

21 октября 2022, 09:30
Отказавшись от традиционных каналов импорта, Киев смог стабилизировать ситуацию, не считая высоких цен на АЗС.

Топливный кризис в Европе, где продолжаются забастовки на французских НПЗ, а бензин и дизель (как и в других странах ЕС) стоят намного больше, чем год назад, проблемы увеличения стоимости топлива в США, когда Белый дом старается любыми средствами «сбить» ценник в преддверии выборов, — все это мелочи по сравнению с тем, что происходит на топливном рынке Украины.

Переработка умерла

Уже по состоянию на май 2022 года из шести НПЗ на Украине (Кременчугский, Лисичанский, Херсонский, Дрогобычский, Одесский и Надворнянский) не работал ни один. По разным причинам пять и них были остановлены еще до начала проведения СВО Россией, а шестой — Кременчугский НПЗ, покрывавший почти 30% спроса на топливном рынке Украины (2,5-3 млн тонн), — прекратил работу после ударов ВКС РФ в мае этого года. Также не производятся бензин и дизель на Шебелинском отделении по переработке газового конденсата и нефти. С украинским импортом  топлива, который в среднем составляет около 10 млн тонн и покрывает до 70% спроса на рынке, тоже все плохо. Подавляющая часть этих поставок шла из России, Белоруссии, а также по морю. РФ и РБ экспорт топлива на Украину прекратили, а доставка в украинские порты из-за военных действий практически невозможна.

В итоге украинский рынок топлива с потреблением примерно в 12 млн тонн лишился почти всех источников, на которые ранее традиционно полагался. При этом вооруженные силы Украины (ВСУ) постоянно нуждаются в регулярных поставках разных типов горючего. Объемы, разумеется, по причинам безопасности публично не разглашаются. Но нетрудно себе представить, что они де-факто увеличивают общий спрос на украинском рынке, причем, учитывая активные боевые действия, весьма серьезно. По примерным оценкам различных экспертов — около 9 тыс. тонн ГСМ в сутки.

По этим причинам стоимость бензина и дизтоплива в стране выросла в 2022 году до небывалых отметок. Если в декабре 2021 года АИ-95, по данным Минфина Украины, стоил 30 грн за литр, то в апреле уже 33 грн, в мае — 35 грн, в июне (и по сегодняшний день) — 50 грн (около 85 рублей). Примерно та же ситуация и с дизтопливом, причем с июня 2022-го его стоимость даже выше, чем у бензина — 50-56 грн за литр.

Где взять топливо?

В связи с этим руководство восточноевропейской страны стало активно искать новых поставщиков. С мая 2022-го в ряде СМИ Украины и России появились сообщения о том, что Киев получает топливо из Казахстана. Цепочка была примерно такой: нефть госкомпании «КазМунайГаз» шла по нефтепроводу в Новороссийск; отгружалась на танкер, доставлялась по Черному морю на румынский НПЗ Rompetrol, принадлежащий все той же казахстанской госкомпании, оттуда, уже в виде топлива, груз по железнодорожным путям шел на Украину. Объемы таких поставок неизвестны. Более того, в июле 2022-го в «КазМунайГазе» заявили, что компании не поступало данных об уголовном деле, которое якобы было возбуждено российскими спецслужбами из-за неких поставок ГСМ для ВСУ.

В конце февраля президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что договорился с лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым о поставке нефти и нефтепродуктов, не указав, правда, в какие сроки и в каком объеме они будут осуществляться. Как и в случае с импортом из Казахстана, точных данных о поставках азербайджанского топлива на Украину весной и летом нет. Есть лишь сообщения от разных СМИ (без подтверждения от официальных лиц или самих компаний), что азербайджанская SOCAR поставляла топливо на Украину через Турцию. Только 15 октября появились официальные сообщения о наличии поставок, правда, логистика оказалась несколько другой. По словам директора розничного направления бизнеса SOCAR Energy Ukraine («дочки» SOCAR) Игоря Орлова, на Украину в октябре были осуществлены первые поставки топлива через Болгарию, а также из Италии. Впрочем, объем таких партий, каким способом (ж/д или автотранспортом) они доставляются и насколько регулярными будут, в SOCAR не сообщили.

В данный момент крайне трудно полностью подтвердить или опровергнуть наличие крупных поставок топлива из постсоветских стран на Украину. Однако есть основания полагать, что они действительно могут играть важную роль в наполнении горючим украинского рынка. Если посмотреть на хронологию минувших месяцев 2022-го, то мы видим, что весной в восточноевропейской стране был очень сильный дефицит топлива, однако с начала лета баланс спроса-предложения на рынке стал постепенно выравниваться, а очереди на украинских АЗС начали уменьшаться. Да, стоимость бензина и дизеля осталась на рекордных отметках в 50-55 грн за литр, но само топливо на АЗС в больших городах можно купить почти без проблем.

И закипели «самовары»

Вряд ли это заслуга работы небольших нефтеперерабатывающих объектов в самой Украине. По данным профильного украинского издания enkorr, в стране активизировались так называемые мини-НПЗ, которые создают горючее низкого качества. Отчасти это произошло с негласного одобрения правительства. Еще в марте Кабмин Украины разрешил продавать на АЗС топливо класса Евро-3 и Евро-4. До этого заправки могли торговать горючим исключительно класса Евро-5. Однако сомнительно, что мини-НПЗ смогли наполнить топливный рынок страны так, чтобы не было необходимости в импорте. Это маловероятно хотя бы потому, что таким объектам понадобилось бы сырье — нефть, а ее по южной ветке нефтепровода «Дружба» покупают только европейские НПЗ Венгрии, Словакии и Чехии на основании долгосрочного договора между ПАО «Транснефть» и АО «Укртранснафта». Сама же Украина черное золото у РФ не покупает. По крайней мере, если верить словам вице-премьера и министра экономики Украины Юлии Свириденко, которая еще в апреле заявила, что Киев полностью запретил импорт товаров (включая нефть) из России.

В целом, хроника топливного кризиса на Украине выглядит следующим образом:

  • в марте, по заверениям кабмина Украины, страна импортировала 60 тыс. тонн нефтепродуктов (для сравнения: в 2021-м закупала в среднем 107 тыс. тонн бензина в месяц и 571 тыс. тонн дизеля);
  • в апреле, по словам министра экономики Юлии Свириденко, поставки топлива выросли, достигнув 191 тыс. тонн. Однако дефицит на рынке усиливался. На АЗС огромные очереди. Введено нормирование покупки топлива (от 5 до 10 литров). Около двух третей из 7500 украинских АЗС закрылись;
  • в мае импорт нефтепродуктов Украины составил уже 380 тыс. тонн. Польша выдала стране бесплатно 25 тыс. бензина, правда, это был разовый акт. В конце мая министр климата Польши Анна Москва объявила о прекращении бесплатных поставок топлива Украине. При этом Киев отчитался о заключении договоренности с Варшавой об увеличении объема закупок топлива с 60 тыс. до 120 тыс. тонн.

Поставки из ЕС — много, но дорого

Летом ситуация стала улучшаться. В июне в украинский порт Рени на Дунае пришло 2 танкера Zumrut Ana и Lerik с нефтепродуктами объемом около 14 тыс. тонн из Амстердама. Каждый день из ЕС в Украину заходило до 230 бензовозов. Очереди на АЗС начали уменьшаться, лимиты продажи бензина на заправках ослабли — от 20 до 40 литров. Впрочем, WOG Holding BV отметили, что для достижения нормального уровня обеспечения потребителей, ежедневный импорт должен вырасти с 15 тыс. тонн до 22 тыс. тонн, а если учитывать «аппетиты» ВСУ, то желательно до 27 тыс. тонн. Это по 600-700 бензовозов, пересекающих границу со стороны ЕС ежедневно.

В июле поставки с территории ЕС продолжились, впрочем, для Киева они стали крайне дорогим удовольствием. Стоимость бензина на украинских АЗС выросла до рекордных 50 грн за литр и остается примерно такой же по сей день. Разумеется, появились компании, желающие нажиться на кризисе топливного рынка Украины. К примеру, польская компания, базирующаяся в Познани, по сути, обманула фонд «Украинская семья», заказавший топливо для ВСУ и гуманитарных организаций. Компания из Украины (название публично не называется) захотела приобрести десять партий топлива и оплатила одну из них. Однако даже через месяц, к июлю 2022-го, груз так и не доехал до Львова. Ущерб составил €40 тыс. Как сообщило тогда польское издание RMF FM, Познаньская районная прокуратура даже начала расследование по этому поводу.

В августе Украина импортировала ориентировочно 760 тыс. тонн бензина, дизеля и газа для автотранспорта. Это, по словам первого заместителя экономики Дениса Кудина, сопоставимый объем с импортом в аналогичном месяце 2021-го. Если верить его заявлениям, рынок вышел в точку равновесия по спросу-предложению. По словам замминистра, страна полностью переориентировалась на западные поставки.

Впрочем, на этом проблемы топливного рынка страны не закончились. В начале осени в ходе СВО России на Украине стали чаще наноситься удары по нефтехранилищам, например, по нефтебазе в Криворожском районе 5 сентября. Киев, по сути, тогда потерял топлива на сумму $10 млн, причем именно того, которое импортировалось за счет финпомощи Евросоюза. Такие случаи с уничтожением запасов продолжаются и по сей день, потери еще только предстоит оценить. Тем временем запросы ВСУ на регулярные поставки растут. По разным оценкам, цена вопроса обслуживания боевых действий украинской армии только на одном херсонском направлении в топливе оценивается в более чем $2,5 млн в сутки.

21 сентября Верховная Рада приняла закон о возвращении акциза на топливо. «За» проголосовали 255 депутатов. Как уточнил нардеп Ярослав Железняк, согласно документу, акцизы возвращаются в таком размере:

  • бензин €100/1000 литров;
  • дизель €100/1000 литров;
  • биотопливо €100/1000 литров;
  • газ €52/1000 литров;
  • НДС для этих товаров остается на уровне 7%.

Также сделана льгота для топлива на нужды Минобороны — нулевая ставка акциза за 1000 литров (в период военного и чрезвычайного положения). Разумеется, такая ставка сама по себе топливо на рынке Украины не создаст. Нужно искать поставщиков, и что самое главное — нужны средства, чтобы закупать нефтепродукты из ЕС. Как рассказал в беседе с «НиК» политолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин, есть серьезные основания предполагать, что финансовая возможность у Киева для таких операций будет присутствовать и дальше.

«Наличие топлива сегодня крайне важно для обороноспособности страны, поэтому уговариванием компаний из других стран и вообще организацией поставок занимается даже не украинская сторона. Финансирование закупок ГСМ для потребностей ВСУ идет не совсем по линии Минобороны Украины. Вроде как топливо приобретает военное ведомство, но ресурсы для этих операций де-факто выделяются со стороны НАТО. Как именно, через какие компании и с какой конечной ценой дизеля, солярки, бензина — это, разумеется, публично не говорят»,

— сообщил эксперт.

Все для фронта и немного для АЗС

Василий Стоякин подчеркнул, что топливный рынок восточноевропейской страны сегодня крайне специфичен по целому ряду причин. До 2014 года он, в целом, был един. Тогда Минобороны закупало ГСМ, исходя из своих нужд на эксплуатацию техники и для проведения учений, ориентируясь на свой бюджет. После 2014-го ситуация изменилась, и рынок разделился на отдельные сегменты. Есть маленький специальный рынок с госзаказами, который занимается снабжением субъектов хозяйствования, пусть и частных, но относящихся к стратегически важным объектам для страны (в сельском хозяйстве, транспортной отрасли). Есть отдельные закупки для военных. И есть условно остатки, которые сбрасывают простым потребителям — тем самым водителям, заправляющимся на АЗС. Вот у них цена как раз может сильно меняться.

«Вспомните, сколько было паники перед посевной кампанией на Украине. Однако переживания быстро прекратились, когда она началась, фермерам топлива хватило. Каких-то массовых жалоб на невероятные цены за топливо я не слышал. А ведь в то же время на АЗС в стране царил полный хаос.
Принцип и механизмы поставок для ВСУ сегодня в деталях вообще мало кому известны. Финансированием помогают страны из НАТО, они же, вполне вероятно, вместе с техникой следом отправляют и ГСМ, удовлетворяя спрос украинской армии. По сути, есть несколько разных измерений, где с одной стороны есть рост цен на АЗС, а с другой — импорт топлива в нужном объеме (за счет стран ЕС и НАТО) для военных нужд и критически важных сегментов экономики Украины»,

— резюмировал директор украинского Центра политического маркетинга.

Не исключено, что ВСУ и другие силовые ведомства и даже сельское хозяйство не испытывают серьезных проблем с дефицитом или критически высокими расходами на топливо как раз за счет больших цен на рынке для простых потребителей.

Выходит, до тех пор, пока в Восточной Европе будет продолжаться та геополитическая ситуация, которую мы наблюдаем последние полгода, и Киеву будет оказываться финпомощь по критически важным для него вопросам, рынок топлива Украины и дальше будет работать в крайне необычном режиме. Да, потеря традиционных поставщиков ГСМ для страны станет и дальше бить по кошельку рядовых потребителей. Возможно, цена бензина и дизеля на АЗС даже вырастет еще больше. Но отдельные сегменты рынка, особенно те, что связаны с обороной Украины, свой спрос на ГСМ будут полностью удовлетворять. Если только не будет критическим образом нарушена логистика внутри самой страны.

"