Глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль предостерег европейские страны от борьбы за энергетическую безопасность в зимнее время. МЭА не привыкать лить «крокодильи слезы» над собственными клиентами, которые доверились его прогнозам о прекрасном «зеленом» будущем. Бесспорно, наиболее пострадавшей стороной от нынешнего подорожания нефти и газа стал именно Евросоюз. Bloomberg уже подсчитал, что потери Европы от сложившейся ситуации составили почти €500 млрд, и они, судя по всему, будут только нарастать. Хотя не стоит искать истинных жертв и бенефициаров энергокризиса исключительно по странам и частям света, везде есть выигравшие и проигравшие.
На прошлой неделе газета The Wall Street Journal радостно сообщила о большой выгоде США от нынешнего энергокризиса. По оценкам экспертов издания, колебания цен и проблемы в поставках энергосырья скоро приведут к деиндустриализации Евросоюза. Многие из европейских компаний уже сейчас, как отмечает WSJ, переносят производство в США. В качестве примера газета привела слова исполнительного директора голландской химической компании OCI NV Ахмеда Эль-Хоши:
«Очевидно, что необходимо перемещать производство в Соединенные Штаты».
При этом сама компания никуда ничего не перемещала, а просто расширила свой действующий завод по производству аммиака в Техасе.
Других примеров «успешных перемещений» издание не привело, хотя европейская промышленность действительно приготовилась к сокращениям и переездам. Например, стало известно о том, что Volkswagen AG обсуждает возможность переноса производства из Германии и Восточной Европы в случае, если проблема дефицита газа в регионе не будет решена. Однако, по информации Bloomberg, автоконцерн в качестве возможных стран для эмиграции рассматривает не США, а юго-запад или север Европы, имеющий выход к морю и доступ к поставкам СПГ.
Сокращение промышленного производства в ЕС прежде всего открывает возможности для азиатских производителей, а не для американских. Об этом свидетельствует пример сталелитейной отрасли. Растущие цены на энергоносители вынудили европейские заводы сократить выпуск стали, на этом фоне импорт данного продукта в Европу главным образом из Азии вырос с 20-25% в 2020-21 годах до 40% и более в 2022 году. Поэтому попытку The Wall Street Journal представить США в качестве страны — главного бенефициара энергокризиса нельзя счесть удачной. Она, скорее, рассчитана на американского избирателя, которому надо показать хоть какие-то экономические победы администрации Джо Байдена.
На деле до побед пока далеко. Из-за постоянных интервенций на нефтяной рынок администрация демократов довела запасы нефти в стране до исторического минимума. По данным все той же WSJ, стратегический запас сырой нефти в США опустился до 427 млн баррелей, это минимальный уровень с 1984 года, а цены на бензин продолжают ежедневный рост. На этом фоне в Соединенных Штатах еще и взялись за укрепление национальной валюты, поэтому производство в стране остается дорогим.
Скорее, нынешняя геополитическая ситуация принесет пользу американскому ВПК. Определенную выгоду от высоких цен на сырье получат и энеркомпании, в частности, будет легче запустить новые СПГ-проекты. Компании из США смогут получить выгоду от экспорта технологий добычи сланцевого газа. Британия, например, уже разрешила применение гидроразрыва пласта на своей территории. Возможно, и другие страны Европы захотят попробовать этот метод для увеличения добычи и достижения собственной энергобезопасности. Кроме того, американские бизнес скорее всего будет скупать европейскую нефтепереработку и другие активы, а также участвовать в строительстве новых энергообъектов. Так, американская Crossbridge Energy Partners рассматривается в качестве основного претендента на покупку итальянского НПЗ ISAB ЛУКОЙЛа. Власти Сербии хотят заключить соглашения с руководством США о стратегическом сотрудничестве в области энергетики, в том числе о строительстве новой ГЭС на Дунае.
В то же время в самих США при правлении демпартии энергокомпаниям «не светит» ничего хорошего. Байден требует увеличить добычу газа и нефти, но при этом делает заявления о скором отказе страны от ископаемого топлива. По сообщению пресс-службы американского Белого дома, президент США поручил сотрудникам своей администрации, курирующим экономические вопросы, «оказать давление» на энергетическую отрасль, чтобы обеспечить снижение цен на бензин для потребителей. Подобный нерыночный подход к регулированию цен вряд ли будет способствовать инвестиционной привлекательности отрасли.
Управляющий директор «Trade123» Владимир Рожанковский считает, что если бы американские власти хотели бы сделать свою промышленность конкурентной, они бы как минимум не стали сильно укреплять доллар:
«Крепкий доллар хорош для американских путешественников. Но при такой стоимости американской валюты даже в ЕС продукция США становится слишком дорогой. „Боинги“ получаются на 30% дороже „Аэробусов“. США сейчас скорее замкнуты на самих себя, что страна произведет, то она и потребит»,
— указал эксперт.
Возвращаясь к Европе, можно с уверенностью сказать, что слабоумие и отвага — это главный девиз нынешних властей большинства стран Еврозоны. Глава TotalEnergies Патрик Пуянне уже признался, что отчаянному поиску поставок газа, который ведут европейские страны на фоне спецоперации на Украине, препятствуют нереалистичные требования покупателей.
«Если Европа хочет некоторой надежности поставок, у этого есть цена. Если вы хотите низких цен при коротких сроках, то ответом, очевидно, будет «нет»,
— сказал Пуянне.
О влиянии энергокризиса на европейскую экономику сказано уже очень много. Только в одной Италии, по последним данным, 120 тыс. предприятий оказались на грани закрытия из-за высоких цен на электроэнергию.
Лучше всего процесс описал депутат Европарламента от Бельгии Том Вандендрише, который сказал, что в основе глубочайшего экономического кризиса в Европе лежит «зеленый» догматизм и расплата за антироссийские санкции. Bloomberg уже сравнивает паническое бегство инвесторов из Европы, оцениваемое сегодня в $83 млрд, с событиями в Соединенных Штатах в 2008 году.
К этому можно добавить признание канцлера ФРГ Олафа Шольца, который заявил, что Германия сталкивается с одним препятствием за другим, принимая ответные меры в связи с энергетическим кризисом, однако Россия от этого не выиграет. То есть он готов пожертвовать экономикой собственной страны ради поражения РФ.
Владимир Рожанковский заметил, что Европу давно бы сделали независимой от российских энергоресурсов, если бы это было возможно:
«Это невозможно сделать, поскольку невозможно проложить нефтепроводы и газопроводы по дну Атлантического океана. Поэтому перевозка энергоресурсов из США завязана на количество свободных танкеров. Информация о них еще некоторое время назад была в свободном доступе в Bloomberg. Примерно три года назад ее засекретили. Но, как известно, дыма без огня не бывает. Ведь именно по этой информации можно было бы составлять четкую аналитику, сколько топлива из США может быть реально получено Европой. При этом еще в начале 2020 года выяснилось, что невозможно снабдить Европу СПГ — нет свободных судов. Из-за экономического кризиса, который тянется с 2008 года, крупнотоннажные нефтеналивные танкеры и танкеры по перевозке СПГ практически не строились. Не было желающих в это вкладываться»,
— рассказал эксперт.
Доцент ВШЭ Станислав Рогинский считает ЕС главным лузером нынешнего энергокризиса:
«Однозначно проигравшие — это потребители, не имеющие собственной ресурсной базы и поддерживающие санкционное давление на Россию, то есть ЕС. Они идеалисты-мазохисты. Напомню, что в России менталитет мобилизационный, мы пережили 90-е годы, поэтому санкции для российского населения не так страшны. Европе будет сложнее пережить энергокризис, они долгое время жили очень размеренной жизнью. Сейчас в Британии все подорожало только на 20%, а население уже перестает с этим справляться»,
— заявил эксперт.
Впрочем, не каждый в Европе оказывается пострадавшей стороной, есть и чистые бенефициары этой энергетической вакханалии. В частности, как сообщает Bloomberg, одним из главных выгодоприобретателей от текущей ситуации с ценами на сырье и проблем с перевозками российской нефти стал основной акционер и глава нефтетрейдера Gunvor Торнбьорн Торнквист. Его состояние за последний год почти удвоилось до $3,7 млрд. Кстати, в 2014 году Торнквист выкупил долю своего делового партнера Геннадия Тимченко за день до того, как тот попал под санкции США.
Ходят слухи, что сейчас Торнквист собрался продавать Gunvor национальной нефтяной компании Абу-Даби Abu Dhabi National Oil. Интересно, почему? Ведь сейчас для трейдеров настало золотое время. Санкции против России нарушают привычную цепочку поставок сырья, поэтому нефтяные продавцы могут повышать стоимость партий нефти и газа. При этом пока потребители вынуждены наращивать экспорт, в том числе и из России. Например, европейские импортеры дизельного топлива готовы платить за российские грузы больше, чем в мае, а продавцы надеются заполучить поставки в преддверии трудной зимы и глобальной нехватки топлива. Швейцарское издание Nashagazeta.ch отмечает, что Vitol уже заработал за шесть месяцев 2022 года на $4,5 млрд больше, чем годом ранее. В хорошем плюсе Glencore и Trafigura.
В этой связи напомним, что сейчас Еврокомиссия лоббирует идею введения дополнительного налога на сверхприбыль энергокомпаний. Однако трейдеров никто налогами облагать не собирается.
Возвращаясь к проблемам национальных экономик, не стоит полагать, что энергетические санкции никак не коснулись России, хотя стоит отметить, что высокая стоимость сырья действительно поддерживает пополнение российского бюджета.
«Если судить по доходам России от экспорта сырья, которые она получала в последние несколько месяцев, то одним из главных бенефициаров является РФ, так как продаем мы товарной продукции меньше, а денег получаем за это больше, причем значительно»,
— напомнил Рогинский.
Однако главное для наших энергокомпаний — это наличие стабильных и предсказуемых рынков сбыта. Сейчас таковыми видятся азиатские страны. Но для полноценного разворота на Восток нужно время и масштабные инвестиции в новые логистические проекты. Тем не менее пока в годовом выражении экспорт российской нефти в Китай увеличился на 28%. В настоящее время, по данным Reuters, три государственных НПЗ КНР и один крупный частный завод планируют значительно увеличить объемы переработки нефти — на 10% уже в октябре текущего года. Поэтому потребность Пекина в сырье будет только расти.
За первые шесть месяцев Россия экспортировала рекордное количество сырья и в Индию. Правда, поставки упали в сентябре из-за подорожания фрахта. Вместе с тем Китай и Индия уже успели прилично подзаработать, на перепродаже российской нефти. Экспорт бензина из КНР в августе вырос на 97,4%, до 1,12 млн тонн, по сравнению с предыдущим годом. Вырос и экспорт дизеля — до 830 тыс. тонн, что на 51,8% больше, чем в августе 2021 г.
«Китай начнет перепродавать российскую нефть и за счет этого компенсировать потери от кризиса с недвижимостью, который начался в Поднебесной»,
— рассказал Рожанковский.
Впрочем, потерь от энергокризиса у КНР и Индии больше. Для двух крупнейших фабрик на планете дорогие нефть, газ и уголь не сулят ничего хорошего.
«Китай и Индия выигрывают в тактике торговли, но в стратегическом плане высокие цены на энергоносители снижают спрос на промышленные товары»,
— подчеркнул Рогинский.
Но и в этих странах есть выигравшие. Например, индийский магнат Гаутам Адани в сентябре 2022 года стал вторым в рейтинге самых богатых людей мира. Bloomberg оценил его состояние в $147 млрд. Бизнес-империя Адани занимается в том числе и продажей энергоносителей.
Пожалуй, наиболее привилегированное положение в условиях энергокризиса получили чистые экспортеры энергосырья. Экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев заметил, что от нынешней ситуации действительно выиграют экспортеры, которые сейчас не находятся под санкциями, например, Катар, Азербайджан.
«Энергокризис, как и любой кризис, важен только спекулятивному капиталу, который не имеет никакого отношения к производству и долгосрочным инвестициям. Чем больше движение вверх и вниз, тем чаще можно зарабатывать. С учетом того, что все банки, в том числе и российские, имеют брокерские подразделения, основные бенифициары кризиса — это они. Для потребителей и производителей нужна стабильная работа с понятным и прогнозируемым заработком. Кроме некоторых политиков и спекулянтов других выгодоприобретателей нет. Все остальные страдают. И граждане, и бизнес»,
— заявил заместитель председателя правления Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
Разуваев уточнил, что во многих странах, как у нас в России, банки платят обычные налоги на прибыль, а вот нефтяники и газовики несут гораздо более высокую фискальную нагрузку:
«Банки обслуживают нефтяные деньги и зарабатывают на благоприятной конъюнктуре больше всего, а налоги берут с тех, кто производит продукцию. То есть от подъема цен на нефть и газ выигрывают не российские нефтяные компании, а, например, Сбер. И такая ситуация прослеживается во многих странах, поэтому можно говорить о сильном финансовом лобби»,
— заметил аналитик.
Рожанковский считает, что в нынешнем энергокризисе заинтересованы в первую очередь политики:
«В энергокризисе в ЕС заинтересованы республиканцы, они будут пенять демократам на этот кризис в ходе промежуточных выборов в Конгресс. Кризис демократам выгоден стратегически, при нем они могут занять и верхнюю, и нижнюю палаты Конгресса».
По его словам, в ближайшее время нефть будет расти:
«Большинство игроков на фьючерсном рынке настроены на рост. При такой геополитике нефть падать не может даже при рецессии. Но первую скрипку в этой игре будут исполнять не спекулянты, а политики»,
— резюмировал эксперт.