Кирилл Родионов, эксперт Института развития технологий ТЭК
Минувший август стал месяцем очередных рекордов для газовых цен. Если в июне 2022 г. средняя цена газа на ключевом в Европе хабе TTF составляла $1201 за тыс. куб. м, а в июле — $1838 за тыс. куб. м, то по итогам августа она достигла $2508 за тыс. куб. м, согласно подсчетам Всемирного банка. Что стояло за новым витком роста цен? И насколько сильно динамика газового импорта в августе отличалась от динамики предшествующих месяцев?
Ответить на эти вопросы можно с помощью данных по импорту газа в ЕС, которые публикуются Европейской сетью операторов газотранспортных систем (ENTSOG). Источники импорта сгруппированы в шесть основных категорий:
Данные ENTSOG позволяют также оценить баланс закачки газа в подземные хранилища (ПХГ), который с апреля по октябрь является положительным (объем закачки превосходит объем извлечения), с ноября по март, как правило, — отрицательным.
Итак, что следует из данных ENTSOG? Импорт газа в Евросоюзе сокращается четвертый месяц подряд: если в апреле 2022 г. среднесуточный объем поставок составлял 1124 млн куб. м, то в июне он снизился до 955 куб. м/сут., а в августе — до 883 млн куб. м/сут. Основную роль продолжает играть сокращение трубопроводных поставок из России — с 291 млн куб. м/сут. в апреле до 169 млн куб. м/сут. в июне и 118 млн куб. м/сут. в августе. При этом доля российского трубопроводного газа в структуре европейского импорта за тот же период снизилась с 26% до 18% и 13% соответственно.
Поставки с регазификационных терминалов СПГ в августе снизились на 15% в сравнении с июлем, с 350 млн куб. м/сут. до 299 млн куб. м/сут. Одной из причин стал ремонт на итальянском терминале Adriatic LNG (мощностью 22 млн куб м/сут.), который является в регионе одним из крупнейших. Доля СПГ в структуре импорта снизилась с 37% до 34%, но все равно осталась наибольшей среди всех шести источников импорта. Сокращение — с 35 млн куб. м/сут. до 29 млн куб. м/сут. — затронуло также поставки из Азербайджана, доля которых снизилась с 4% до 3%.
В августе немного снизились и поставки из Великобритании (до 84 млн куб. м/сут. против 88 млн куб. м/сут. в июле), однако их доля составила весомые 10%. Для сравнения: доля поставок из Великобритании в газовом импорте ЕС в апреле находилась на уровне в 8%, а в январе — на отметке в 3%. Как и в случае с СПГ, поставки из Великобритании стали одним из источников замещения импорта газа из России. Роль альтернативы играют также поставки из Норвегии, доля которых выросла с 27% в июле до 29% в августе, и Северной Африки (прирост с 9% до 11% в долевом выражении за тот же период).
Несмотря на общее сокращение импорта, темпы закачки газа в хранилища, наоборот, немного ускорились: если в июле ПХГ на территории ЕС пополнялись в среднем на 382 млн куб. м/сут., то в августе — на 387 млн куб. м/сут. Правда, этот показатель уступает майскому уровню (467 млн куб. м/сут.), когда импорт из России (266 млн куб. м/сут.) более чем вдвое превосходил показатели августа (118 млн куб. м сут.). Впрочем, европейские ПХГ к 1 сентября 2022 г. были заполнены на 80,7%, а к 13 сентября — на 84,5%, всерьез превосходя уровень годичной давности (70,7% по состоянию на 13 сентября 2021 г., согласно данным Gas Infrastructure Europe).
В целом, Европа, несмотря на сокращение поставок из России, подошла к сезону холодов в более высокой готовности, чем осенью 2021 г. Однако загвоздка заключается в том, что даже при полном заполнении хранилищ их мощности хватит лишь до середины зимы: по данным ENTSOG, «чистый» отбор газа из ПХГ (отбор минус закачка) в ЕС в период с ноября 2021 г. по март 2022 г. составил 53,4 млрд куб. м, а импорт СПГ и трубопроводного газа из Норвегии, Великобритании, Азербайджана, стран Северной Африки и России — 155,2 млрд куб. м. Тем самым потребление в холодный сезон составило 208,6 млрд куб., вдвое превысив мощность ПХГ на территории Евросоюза (109 млрд куб. м). Поэтому «гладкость» прохождения зимнего пика спроса все равно будет в немалой степени зависеть от объема поставок из России.
Несколько облегчить бремя сезона холодов может ускорение ввода мощностей по производству СПГ: если в 2020 г. по всему миру было введено 7 СПГ-линий общей мощностью 5,8 млн тонн в год, то в 2021 г. — 5 очередей на 11,9 млн тонн в год, а в первой половине 2022 г. — 12 очередей на 8 млн тонн в год, согласно обновленным данным Global Energy Monitor. Станет ли это подспорьем для европейских потребителей, будет известно весной.