КСПГ «Портовая» — смогли без Linde

15 сентября 06:22
Фото: Газпром трансгаз Санкт-Петербург / spb-tr.gazprom.ru
Комплекс СПГ «Портовая» удалось запустить с учетом стандартов ASME для криогенных процессов без участия немецкой Linde и других поставщиков сложного технологического оборудования
Сюжет
Газпром

Тема развития производства СПГ остается актуальной в России более 20 лет. Однако в этом году из-за роста цен на газ, острой необходимости диверсифицировать рынок сбыта российского сырья и санкционных ограничений на зарубежные технологии она стала еще более востребованной. В августе 2022 года правительство России поручило выделить 1 млрд рублей на разработку СПГ-оборудования в рамках программы «Прорыв на рынки СПГ». Предполагается, что благодаря этой программе Россия уже к 2035 году станет лидером на мировых рынках сжиженного газа, нарастив производство СПГ до 80-120 млн тонн.

Впрочем, сейчас на повестке дня у газовой отрасли стоит более насущная проблема, а именно разработка и производство российского оборудования и технологий для средне- и крупнотоннажных СПГ-заводов. Напомним, что в ходе ПМЭФ-2022 глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон говорил, что создание отечественной технологии сжижения потребует полноценной программы локализации, обеспеченной государством в полном объеме. Естественно, что подобные заявления не вселяли надежду на быстрый запуск новых проектов по сжижению. Тем не менее в сентябре 2022 года в ходе Восточного экономического форума зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов достаточно обыденно сообщил о начале производства СПГ на среднетоннажном комплексе по сжижению газа (КСПГ) «Портовая» в Ленинградской области мощностью в 1,5 млн тонн в год.

Конечно, этот проект нельзя назвать новым для отрасли. «Газпром» начал его реализацию еще в начале 2016 года. Вместе с тем «Портовая» строилась уже в санкционный период, а финальное завершение комплекса пришлось на время беспрецедентного финансового и технологического давления на российские нефтегазовые компании.  Изначально КСПГ «Портовая» был спроектирован по технологии немецкой Linde. Однако в 2022 году она свернула свою деятельность в России. В результате российская инжиниринговая компания ПЕТОН, которая также работала над этим проектом, смогла собственными силами решить все технологические задачи и запустить завод.

13 сентября 2022 года танкер «Псков» завершил загрузку 168 тыс. кубометров СПГ (100 млн 800 тыс. кубометров газа) на новом комплексе СПГ «Портовая» и встал на якорную стоянку в Балтийском море. В условиях крайне привлекательной конъюнктуры газового рынка — при цене более $2000 за тысячу кубометров — стоимость одной поставки оценивается примерно в $200 млн. Стоимость технологического комплекса была выбрана с учетом лучшего бенчмарка для производства СПГ, и компания ПЕТОН в него уложилась.

Напомним, что на сегодняшний день окупаемость «Портовой» составляет 8 месяцев. Логистические возможности судов проекта позволяют управляющей компании самой перевозить сжиженный газ в любые точки мира, что крайне актуально в условиях  дефицита сжиженного газа, а также сложностей с фрахтом судов, возникающих у российских компаний. Кстати, сейчас стоимость судна существенно выросла в условиях дефицита перевозчиков, сложившегося из-за высокой востребованности СПГ-флота.

Кроме того, проект КСПГ «Портовая» был реализован быстрее, чем было заложено в документации Linde, что позволило заводу в кратчайшие сроки выйти на проектные показатели летней производительности. Таким образом, ПЕТОН подтвердил свои возможности по осуществлению любых ЕРС-проектов в области сжижения. Стоит отметить, что подобные компетенции в области ЕРС есть только у трех компании в мире — американской  Air Products, французской Technip (занималась проектированием для «Ямал СПГ») и японской Chiyoda, которая готовила проекты для компании  Shell.  При этом у немецкой Linde нет опыта в ЕРС-проектировании.

Стоит подчеркнуть, что в отрасли внимательно следили за ходом реализации проекта, а именно насколько успешным окажется применение на нем отечественных технологий. В результате комплекс СПГ «Портовая» удалось запустить с учетом стандартов  ASME для криогенных процессов, причем без участия немецкой Linde и других поставщиков сложного технологического оборудования — компрессоров, турбодетандеров, криогенных насосов СПГ. Ну и, наконец, как отметили в ПЕТОНе,  компания смогла  собственными силами произвести запуск теплообменников.  Заметим, что другие российские СПГ-проекты не могли справиться с этой задачей без участия иностранных специалистов.

Примечательно, что открытие КСПГ «Портовая» произошло сразу после полной остановки «Северного потока». В настоящее время помимо СПГ-танкера «Псков» на якорной стоянке находится другое подобное судно — «Великий Новгород», который также встанет на загрузку. Ожидается, что «Портовая» станет хорошим подспорьем для «Газпрома», поскольку в условиях снижения поставок трубопроводного газа в Европу с помощью комплекса СПГ концерн сможет в том числе решить задачу по бесперебойному газоснабжению Калининградской области.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в интервью «НиК» отметил, что «Портовая» — это старый проект, первые идеи по его реализации появились еще 12 лет назад:

«Изначально он был ориентирован не только на экспорт, но и на снабжение газом наземной техники, бункеровку судов. Кроме того, в настоящее время КСПГ „Портовая“ является еще и замыкающим проектом в целой череде проектов, обеспечивающих энергобезопасность Калининградской области», 

— рассказал эксперт.

Касаясь темы развития отечественной отрасли производства СПГ, он отметил, что у российских компаний есть наработки в области средне- и малотоннажного сжижения, поэтому теоретически и крупнотоннажные проект можно реализовывать на среднетоннажных установках, просто для этого их надо строить в больших количествах:

«Это допустимо, учитывая ряд факторов, снижающих себестоимость производства газа, например, организацию сжижения в Арктической зоне. Однако нашим компаниям, которые способны производить такие технологии, не хватает практики, то есть применения их в реальных промышленных условиях. Понятно, что сразу никто не сможет сделать лучшие на свете установки, но если технологии постоянно использовать для проектировки и строительства новых заводов, то с каждым возведенным объектом по сжижению будет получаться улучшенный результат», 

— пояснил Фролов.