На фоне западных санкций Россия отправляет мазут азиатским покупателям, используя перевалку с судна на судно (STS), пишет Reuters со ссылкой на Refinitiv и трейдеров. Импорт российских нефтепродуктов в Европу сокращается: по данным Refinitiv, в августе экспорт мазута из России в Нидерланды и Эстонию упал до нуля с июльских 365 тыс. тонн и 170 тыс. тонн соответственно.
Зато поставки мазута из российских портов в Сингапур могут превысить 350 тыс. тонн в августе, тогда как в июне–июле их вообще не было. В то же время в Греции экспорт мазута из РФ с погрузкой «судно-судно» в порту Каламата вырос на четверть в месячном исчислении, почти до 1 млн тонн.
Ранее источники Reuters говорили, что запрет на импорт мазута из РФ в ЕС может вступить в силу на 6 месяцев раньше запланированного срока (с февраля 2023 г.), то есть с 10 августа, из-за содержания в мазуте ароматических веществ, что подводит его под таможенный код 2707, попадающий под эмбарго на нефть из РФ. «Проблема с кодом 2707 выглядит вполне реальной», — сказал тогда агентству один из трейдеров.
При этом в Сингапуре мазут может использоваться в качестве бункерного топлива или храниться в супертанкерах класса VLCC. По словам трейдеров, погрузка с судна на судно позволяет перегружать мазут на более крупные суда, что делает доставку в Азию дешевле.
Также поставки российского мазута растут в направлении Африки и Ближнего Востока. Так, Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, во втором квартале 2022 г. удвоила объем импорта мазута из России для обеспечения работы своих электростанций в период летнего пика потребления электроэнергии. Высвободившуюся за счет этого нефть королевство направляет на рынок.