ОПЕК ни в коей мере не виновата в резком росте цен на энергоносители, причина роста — хроническое недофинансирование отрасли, считает новый генеральный секретарь ОПЕК Хайтам аль-Гайс. «Мы очень оптимистичны относительно спроса на нефть в этом году, я лично довольно оптимистичен — думаю, все еще довольно большой спрос будет со стороны Китая, переключение потребителей газа, цены на который взлетели, на нефть. Недавно мы видели, что большое количество потребителей в Европе переключаются на нефть, что неожиданно, не говоря уже о других частях света — Азии, Ближнем Востоке», — сказал аль-Гайс в интервью CNBC.
По его оценке, недооцененным фактором является восстановление авиаперевозок, что вернет спрос на нефть к доковидному уровню уже в конце этого года.
Генсек категорически отверг обвинения в адрес ОПЕК относительно инфляции и роста цен на энергоносители. «Нет, абсолютно нет. Во-первых, все относительно, во-вторых, ОПЕК вносит свой вклад. Мы увеличивали добычу в соответствии с тем, что мы видим, и постепенным механизмом, который прозрачен. Мы работаем с другими странами в альянсе ОПЕК+, который производит порядка 46% нефти в мире, просчитываемым образом — рынок следит за нашими заседаниями, знает методологию. Мы делаем все возможное, чтобы вернуть рынок к равновесию, но есть экономические факторы, которые действительно находятся вне контроля ОПЕК», — подчеркнул аль-Гайс.
По словам генсека, ОПЕК поддерживает прочные отношения с Россией по вопросу управления нефтяным рынком. «Мы всегда на наших встречах стараемся отделять политику и политические аспекты от того, что мы делаем в сфере управления балансом на рынке. С точки зрения того, что мы делаем как ОПЕК+, я думаю, что методология ясна. Лидирующая позиция России в поддержке декларации о сотрудничестве была очевидна с самого начала, с 2017 года. Наши отношения прочны с точки зрения управления рынком», — отметил аль-Гайс.
По его словам, ОПЕК уже сталкивалась с «вызовами» в виде конфликтов стран и раньше в своей истории, в частности во время ирано-иракской войны 1980-х годов и вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году.
На вопрос, доверяет ли генсек России в сложившейся ситуации, аль-Гайс однозначно ответил: «Да».
В интервью агентству Bloomberg генсек ОПЕК отметил «крайне важную роль» России в поддержании стабильности на нефтяном рынке. При этом членство России в ОПЕК не может препятствовать диалогу картеля с США. «Мы ведем диалог со многими. Мы находимся в диалоге с Китаем, мы находимся в диалоге с Индией, с Россией, с ЕС. Я открыт к диалогу и с США», — сказал он, отвечая на вопрос, не станет ли участие России в ОПЕК+ препятствием для переговоров ОПЕК с Вашингтоном.
Аль-Гайс, подчеркнув ключевую роль России в ОПЕК+, отметил, что ОПЕК обязательно пригласит вице-премьера РФ Александра Новака на встречу стран организации в Вене в декабре. Участие Новака, подчеркнул он, будет важным для успеха этой встречи.
Свободные добывающие мощности в мировой нефтяной отрасли аль-Гайс оценил в 2-3 млн б/с, однако картель не хочет их истощения. «Я думаю, мы ходим по тонкому льду, потому что свободные мощности истощаются. Они как страховой полис. И мы не хотим, чтобы у нефтяного рынка истекла страховка», — сказал он.
Также аль-Гайс предупредил, что мировые нефтяные рынки в этом году столкнутся с высоким риском падения предложения, поскольку спрос остается устойчивым, а резервные производственные мощности сокращаются. У производителей в Организации стран-экспортеров нефти и за ее пределами заканчиваются возможности для наращивания добычи
Опасения по поводу замедления потребления сырья в Китае и во всем мире, которые в этом месяце привели к снижению нефтяных цен на 16%, были преувеличены, подчеркнул глава картеля. По оценке генсека, мировой спрос на нефть вырастет почти на 3 млн б/с, чему будет способствовать выход Китая из карантина.
Аль-Гайс пояснил, что в мире есть разные способы оценки свободных мощностей по добыче нефти в зависимости от учета различных факторов, но их уровень сейчас ниже исторических стандартов. «Зависит от того, как вы считаете, но есть оценки в районе 2-3 млн б/с», — сказал генсек ОПЕК.
ОПЕК всегда старалась отвечать потребностям рынка, но пока рано говорить о том, примет ли она решение о дальнейшем повышении добычи на встрече 5 сентября, резюмировал аль-Гайс.