Posted 8 августа 2022, 08:56
Published 8 августа 2022, 08:56
Modified 17 сентября 2022, 07:56
Updated 17 сентября 2022, 07:56
Токио намерен сохранить доли японских компаний в проекте «Сахалин-1», заявил министр экономики, торговли и промышленности Коити Хагиуда, комментируя указ президента РФ Владимира Путина о запрете на сделки с принадлежащими недружественным странам долями в том числе в проекте «Сахалин-1».
«Нам известно об указе российского президента. Мы понимаем, что до конца года сделки с акциями и прочими активами „Сахалин-1“ станут невозможны. В настоящее время мы уточняем детали, поэтому я бы хотел воздержаться от комментариев. Но для нашей страны, которая на 90% зависит от ближневосточной нефти, „Сахалин-1“ является важным источником поставок за пределами Ближнего Востока. Изменений в нашей позиции по сохранению долей наших компаний нет. В любом случае государство и бизнес будут действовать вместе в вопросе обеспечения стабильных поставок энергии», — сказал министр на пресс-конференции.
5 августа президент РФ Владимир Путин своим указом запретил совершение сделок по покупке и продаже долей в компаниях, включенных в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, утвержденных указом от августа 2004 года, до конца 2022 года. СРП «Сахалин-1» попадает под эти условия.
«Сахалин-1» — нефтегазовый проект (общая добыча нефти и конденсата на проекте к 1 полугодию 2020 года превысила 125 млн тонн, газа — 28 млрд куб. м), реализуемый в России на условиях СРП, и единственный, где российским компаниям не принадлежит контрольный пакет акций. Акционеры «Сахалина-1»: американская ExxonMobil (30%, оператор проекта в лице дочерней «Эксон Нефтегаз Лимитед»), японская Sodeco (30%), индийская ONGC (20%) и «Роснефть» (20%).
При этом после начала СВО на Украине ExxonMobil завила, что выходит из проекта —«Роснефть» сообщала, что действия американской компании привели к почти полной остановке добычи. В финансовом отчете Exxon, опубликованном на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), указано, что ведутся переговоры о передаче проекта, но кому именно, не отражено. С 26 апреля компания в одностороннем порядке без согласования с другими участниками проекта «Сахалин-1» начала поэтапную остановку добычи. 6 мая был отгружен последний танкер с нефтью с терминала Де Кастри. С 15 мая производственная деятельность на проекте практически остановлена.
Что касается «Сахалина-2», то, по словам министра Хагиуды, Япония намерена приступить к формальностям по этому проекту, как только будут готовы условия. «Нам известно о том, что был объявлен новый оператор „Сахалина-2“. Теперь от Mitsui& Co и Mitsubishi требуется в течение месяца сообщить о своем участии или неучастии в проекте. Изменений в том, чтобы сохранить доли в „Сахалине-2“, нет. Я разговаривал 5 августа с президентом Mitsui& Co Хори и передал ему просьбу рассмотреть этот вопрос положительно. В ближайшее время я намерен встретиться и с компанией Mitsubishi», — сказал Хагиуда на пресс-конференции.
«Но есть необходимость рассмотреть в дальнейшем подробности наших действий после изучения содержания решения российского правительства, я хотел бы воздержаться от подробностей обсуждения с компаниями условий инвестирования и так далее. В любом случае правительство и бизнес объединят усилия для защиты интересов японских компаний и для обеспечения стабильных поставок СПГ. Основное направление сформировано, и как только будут готовы условия, мы хотели бы приступить к процедурным формальностям», — отметил Хагиуда.
Правительство РФ 3 августа постановило создать нового оператора проекта «Сахалина-2» в лице ООО «Сахалинская Энергия» с регистрацией в Южно-Сахалинске. Новый оператор сменит Sakhalin Energy Investment Company Ltd, напоминает ПРАЙМ.