Posted 3 августа 2022, 11:26
Published 3 августа 2022, 11:26
Modified 17 сентября 2022, 07:56
Updated 17 сентября 2022, 07:56
3 августа канцлер ФРГ Олаф Шольц осмотрел злополучную турбину для газопровода «Северный поток» на заводе Siemens Energy в Мюльхайме-на-Руре (Германия) и заявил, что она готова к отправке в Россию в любое время. «Ничто не препятствует ее дальнейшей транспортировке в Россию, кроме того, что российские получатели должны сообщить, что они хотят получить эту турбину, и дать необходимые указания для таможенного оформления», — сказал он. Все разрешения со стороны Канады и Германии, а также Великобритании и ЕС выданы, добавил он.
Глава Siemens Energy Кристиан Брух на совместной конференции с немецким канцлером заявил, что для отправки оборудования «требуется участие клиента»: «Газпром» должен запросить турбину.
«Нужно просто сказать: «Пожалуйста, пришлите ее», — добавил канцлер Шольц, которого цитирует AP.
«Газпром», со своей стороны, настаивает, что документы для отправки недостаточны и несут дальнейшие санкционные риски: если турбину ввезут в РФ, Канада, Великобритания и ЕС могут посчитать это нарушением санкций, и «Газпром» лишится возможности ремонтировать другие турбины. «Предоставленные документы от властей Германии никак не затрагивают вопрос о возможности ремонта и сервисного обслуживания со стороны компании «Сименс Энерджи» в отношении других двигателей для КС «Портовая» в условиях действующих санкций ЕС и Великобритании. Вместе с тем, капитальный ремонт таких двигателей, а также устранение выявленных технических проблем, является критически необходимым для восстановления нормальной работоспособности КС «Портовая», — сказал 29 июля зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов.
А кое-где дошло до абсурда: «Вчера мы получили материалы от Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии. Получателем двигателя указан «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», но как дочерняя компания ПАО «Газпром нефть». Это явная ошибка: компания «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» — это дочернее общество «Газпрома», — сказал Маркелов.
Для «Газпрома» вопрос ремонта критичен: по данным Маркелова, с апреля готова к оправке на завод Siemens в Канаду еще одна турбина, еще две выработали межремонтный ресурс (по ним как раз и выдано предписание Ростехнадзора).
Также российский холдинг настаивает, что Siemens не выполняет контрактные обязательства по сервисному обслуживанию действующих двигателей на КС «Портовая»: «По этим двигателям в мае–июне было зафиксировано 11 аварийных отказов. Сейчас они в состоянии вынужденного простоя […] Компанией „Сименс“ устранено не более четверти выявленных неисправностей. По остальным, к сожалению, мы так и не получили конструктивных и достаточных предложений по восстановлению безопасности и надежности этих двигателей в соответствии со всеми применимыми требованиями законодательства РФ. Обращаю внимание, что у компании „Сименс“ нет никаких ограничений доступа на КС „Портовая“ и есть все возможности для выполнения сервисных работ», — также отметил вице-глава «Газпрома».
Тем не менее политики ФРГ и ЕС настаивают, что технические проблемы являются лишь предлогом для ограничения поставок газа по «Северному потоку» по «политическим мотивам». Россия же указывает, что причина падения объемов прокачки — в санкциях. Президент России Владимир Путин ранее заявлял, что «Газпром» выполняет и намерен выполнять все свои обязательства, готов качать столько газа на европейский рынок, сколько нужно.