Posted 29 июля 2022, 12:08
Published 29 июля 2022, 12:08
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
Как бы трудно ни приходилось европейской экономике без российского газа и сколько бы ни предупреждали эксперты, а также крупный бизнес в Старом Свете о негативных последствиях отказа от углеводородов из этой страны, ЕС все же сокращает закупки голубого топлива у РФ.
В аналитическом центре Bruegel подсчитали, что доля российского газа в импорте Европейского союза снизилась с более чем 40% в 2021 году до всего лишь 20% в июне 2022 года. Уже прекратились поставки в страны Балтии, Польшу, Болгарию и Финляндию. Поставки в Германию, Данию, Нидерланды и Италию были сокращены, а прокачка по Nord Stream — крупнейшему газопроводу из РФ в ЕС — сократилась на 60%, а потом и на 80%, хотя вскоре показатель может быть увеличен.
Причины у всех разные, от отказа платить по схеме, предложенной «Газпромом», и сознательном саботаже проведения профилактических ремонтных работ на российском газопроводе до фанатичного нежелания сотрудничать с Москвой вообще, включая торговлю в энергетической отрасли.
Из-за этого в разных экспертных кругах, включая Европейскую сеть операторов газотранспортных систем (ENTSOG), сегодня говорят, что поставки «Газпрома» в Европу за прошедшие 7 месяцев составляют около 54-55 млрд кубометров. Учитывая опубликованные российским холдингом данные в свободном доступе (за январь–апрель 2022-го «Газпром» экспортировал в ЕС 23,5 млрд кубометров), такой вывод ENTSOG может оказаться вполне реальным. Это значит, что даже если во второй половине 2022-го страны Старого Света сохранят текущие мощности прокачки из РФ, то объем поставок российским холдингом в ЕС по итогам 2022-го едва ли достигнет 100 млрд кубометров. Такой показатель значительно меньше объема, который «Газпром», по данным МЭА, экспортировал (причем не во всю Европу, а только в страны ЕС) в 2021 году — 155 млрд кубометров. В целом, экспорт российского холдинга, согласно отчетам «Газпрома», в страны дальнего зарубежья за январь–июнь 2022-го составил 68,9 млрд куб. м, что на 31% меньше, чем за тот же период 2021 года.
В беседе с «НиК» замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов подчеркнул, что во многих разговорах, которые сейчас затрагивают тему вынужденного сокращения добычи газа в РФ, упускается два важных момента. Первый — уменьшать уровень газодобычи (если это понадобится) Россия в этом году будет на фоне рекордных объемов добычи в 2021-м, т. е. перед тем как сделать шаг назад, отрасль предварительно сделала много шагов вперед. Второй — РФ уже приходилось, причем неоднократно, сокращать добычу.
«С 1 января по 15 июля „Газпром“ добыл 249,47 млрд кубометров, что на 29 млрд меньше, чем за аналогичный период в 2021 году. Никто не спорит, что почти 30 млрд — это довольно много. Но я напомню, в 2009 году Россия сократила газодобычу (по сравнению с 2008-м) на 88 млрд, и ничего, отрасль выжила, а потом, как показала практика, смогла нарастить мощности, когда это потребовалось», — рассказал эксперт.
Сегодня проблема состоит больше в том, что РФ пока не знает, как сильно придется сокращать добычу.
Часть такого уменьшения вызвана техническими сложностями и санкциями, в том числе и рестрикциями, касающимися Nord Stream, ограничениями со стороны властей Украины по работе приемных ГИС в украинской ГТС и ответными санкциями «Газпрома» против Польши, из-за чего недоступна прокачка по «Ямал-Европа».
«Есть и еще один повод для сокращения экспорта газа в ЕС из РФ — это цена. Во втором квартале 2022 года большая часть российского газа по долгосрочным контрактам для европейских покупателей была выше, чем стоимость такого продукта на бирже. Особенно это проявилось в мае и начале июня. Именно в этот период европейцы, желая сэкономить, сократили число заявок на покупку газа из РФ. Сегодня количество заявок, несмотря на происходящее в политическом поле, увеличилось, но теперь уже «Газпром» не может их все удовлетворить из-за целого ряда технических и других причин, включая санкции.
Кстати, сейчас уже начинает формироваться цена газа на четвертый квартал для ЕС по долгосрочным контрактам. Брюссель сам требовал, чтобы стоимость голубого топлива в долгосрочных контрактах с «Газпромом» устанавливалась именно таким образом. Однако в нынешней ситуации подобная цена вряд ли понравится европейским покупателям. Сегодня ведь стоимость газа по долгосрочным контрактам с РФ — это около $1000 за тыс. кубометров, что явно ниже, чем биржевые котировки — примерно $1700 за тыс. кубометров. Выходит, в конце года покупателям в ЕС придется по долгосрочному контракту платить около $1700? Неудивительно, что сейчас российский газ стал в Европе резко востребован», — поделился Александр Фролов.
РФ продает сегодня по разным причинам меньше газа, чем в 2021-м, но при этом, подчеркивает эксперт, и получает за него больше. Есть ли смысл тогда переживать о сокращении объемов добычи или экспорта? Конечно, если прямо сейчас стоимость спотового газа в ЕС сильно упадет, то и долгосрочные контракты в четвертом квартале 2022-го большой прибыли «Газпрому», как и всей отрасли в РФ, не принесут. Но велика ли вероятность, что сегодня эта цена опустится? Очевидно, что нет.
«Да, у РФ сейчас ряд сложностей с выполнением заявок, которые активно поступают от ЕС. Но для России это причины объективные.
Возьмите в пример аварию на американском Freeport. Европа из-за этого стала недополучать некоторые объемы СПГ. Она что, требует санкций против США?
Требовать чего-то от Москвы, когда ее экспорт ограничивают факторы, от нее не зависящие, тоже крайне странно», — резюмировал замдиректора Института национальной энергетики.
Отметим, напротив, поставки российского трубопроводного газа в Китай за шесть месяцев 2022 года выросли на 63,4%. У экспорта российского газа в КНР, хотя и со многими оговорками, есть серьезный потенциал для роста.
В январе 2022 года была окончена разработка технико-экономического обоснования проекта строительства магистрального газопровода «Союз Восток». Он пройдет по территории Монголии и станет продолжением российского газопровода «Сила Сибири-2», позволив России поставлять в Китай до 50 млрд кубометров газа в год.
В начале февраля 2022-го «Газпром» подписал с CNPC второй долгосрочный, 25-летний контракт на поставку дополнительных 10 млрд кубометров газа по так называемому «дальневосточному маршруту», или «Силе Сибири-3». Напомним, первый долгосрочный контракт между компаниями — это 30-летний договор купли-продажи газа по «восточному» маршруту (по газопроводу «Сила Сибири») в объеме 38 млрд кубометров в год.
В итоге, учитывая два долгосрочных контракта (около 48 млрд кубометров в год) и потенциальные 50 млрд кубометров «Силы Сибири-2», РФ сможет в перспективе поставлять в КНР почти 100 млрд кубометров в год. Однако это лишь две трети от экспорта газа РФ в Европу в 2021 году. Более того, достичь мощностей в 100 млрд кубометров прокачки на территорию КНР получится не сразу, поскольку газопровод «Сила Сибири» еще не вышел на максимальную мощность, а другие даже не построены. При благоприятном сценарии «Газпром», по разным оценкам, сможет нарастить экспорт газа в КНР до почти 100 млрд лишь к 2028–2029 годам.
В комментарии для «НиК» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович сообщил, что в первой половине года поставки газа из РФ в ЕС были меньше, чем в 2021-м, но снижение трудно было назвать критичным. А вот уже в июне спад стал уже очень серьезным. Такими темпами РФ может уменьшить экспорт газа в Европу по итогам года и на четверть, а может даже и на треть. Перенаправить газ из ЕС в КНР в кратчайшие сроки будет проблематично хотя бы потому, что для «Силы Сибири» и для «дальневосточного маршрута» используется вообще другая ресурсная база, которая в принципе сегодня не имеет коммуникаций, доставляющих углеводороды в ЕС. Российский газ, идущий в Европу, можно использовать только для «Силы Сибири -2» и то пока только в теории.
«Логичнее всего в такой ситуации было бы как можно быстрее продвигать проект „Сила Сибири-2“, поскольку нет пока такого соглашения, с которым можно уже вплотную приблизиться к заключению долгосрочного контракта. Мы видим, как „Северный поток-2“ стоит, как тормозятся ремонтные работы на Nord Stream, как все большая угроза нависает над прокачкой газа по украинской ГТС. В таких условиях надо быстро заниматься проектами по китайскому направлению.
Даже если уже сегодня подписать долгосрочный контракт по „Силе Сибири-2“, работы по его прокладке будут длиться как минимум 3 года, причем это если не создадут проблем новые санкции и все будет идти по графику. Увы, но в этом вопросе пока не видно серьезных успехов, а вот в европейском направлении проблем все больше»,
— считает эксперт.
Станислав Митрахович считает, что России в условиях падения экспорта газа в ЕС было бы логично наращивать внутреннее потребление. Однако в решении этого вопроса есть как некоторые подвижки, так и ряд проблем, которые вообще непонятно, кто и как будет решать. Он напомнил о недавних заявлениях главы «Газпрома» Алексея Миллера, что газификация регионов РФ должна увеличить спрос на голубое топливо в стране на 20 млрд кубометров в год. Еще 10 млрд — за счет газификации транспорта.
«Мне кажется, что перевод автопарка страны на газ мог бы обеспечить еще больший прирост спроса на голубое топливо, чем заявлено. Нам вообще логично переводить весь автопарк на подобный тип топлива. К примеру, в Бразилии это уже сделали, поскольку в силу целого ряда причин стране экономически выгодно переводить машины на использование биоэтанола, с производством которого в государстве все очень хорошо. В некоторых скандинавских странах, где большие субсидии для ВИЭ и огромные объемы выработки гидроэнергетики, логично даже при определенных условиях использовать электромобили.
Почему РФ не должна пользоваться своим преимуществом, используя все больше природного газа в транспортной сфере?»,
— задается вопросом эксперт.
Он также добавил, что внутреннее потребление надо стимулировать за счет индустриализации, проектов по созданию объектов в химической промышленности и металлургии. Однако пока что энергетическая стратегия РФ каждый год, по сути, является просто переписыванием документа, который носит больше декларативный характер, а не четкий план с пояснениями, где и когда будет построен тот или иной завод. Если ситуация не изменится, то страна рискует сократить газодобычу на довольно длительный период. Безусловно, снизить уровень извлечения газа не так проблематично, как в случае с нефтедобычей (от которой в РФ зависит благополучие нефтепереработки и других отраслей), однако ничего хорошего для экономики это все равно не даст.
Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач также считает, что компенсировать снижение экспорта российского газа за счет поставок в КНР в течение короткого времени физически невозможно.
«Поставки в Китай будут расти планомерно в рамках уже заключенных контрактов. А по «Силе Сибири-2» еще только предстоит достичь финальных договоренностей для начала реализации проекта. С другой стороны, цены сейчас таковы, что Россия уже получила от экспорта газа больше, чем за весь прошлый год, вследствие роста цен.
Думаю, резкие телодвижения тут невозможны и неуместны. На примере европейской политики мы видим, что они сопряжены с колоссальными издержками и подрывают энергетическую безопасность. Нельзя взять и в одночасье отказаться от таких огромных объемов газа, равно как и куда-то перенаправить их», — говорит заместитель гендиректора ФНЭБ.
Эксперт отметил, что системная работа и по поставкам в Китай, и по развитию проектов переработки газа в России, и других вариантов расширения внутреннего спроса на газ (газомоторное топливо, газификация) все-таки ведется. Надо признать, что во всех этих аспектах стоит ускориться, хотя, безусловно, не любой ценой.
«Диверсификация рынков и развитие внутреннего спроса в разных плоскостях — это два очевидных направления.
Однако я бы не стал сбрасывать со счетов возможный отыгрыш со стороны европейцев.
Их, конечно, подталкивают к прохождению точки невозврата, но подталкивают конкуренты, заинтересованные в снижении конкурентоспособности европейской экономики и увеличении степени внешней зависимости ЕС», — резюмировал Алексей Гривач.
В итоге ситуация с российским экспортом, как и газодобычей, сегодня находится в крайне подвешенном состоянии. Да, РФ за счет высоких цен на энергоносители в Старом Свете зарабатывает даже больше, чем в 2021 году, и это, безусловно, хорошо для газодобывающей отрасли страны. Но никто, даже в Евросоюзе, не может примерно сказать, какова будет динамика поставок голубого топлива из РФ в ЕС в ближайшее полгода-год. Работа по наращиванию продаж углеводородов в КНР хоть и ведется, но она явно не синхронизирована с потерями на европейском газовом рынке — Китай не сможет полностью заменить Европу.
Конечно, РФ и раньше сокращала свои объемы газодобычи, причем намного больше, чем это было в первую половину 2022-го. Однако сегодня нет четкого понимания, насколько долгим окажется такое снижение, тем более что внутренний рынок РФ (даже учитывая газификацию регионов) пока не в состоянии увеличить спрос, эквивалентный объемам поставок в Евросоюз.