Clarksons Research отмечает низкую загрузку верфей: показатель числа заказов на строительство новых танкеров «достиг дна» — находится на самом низком уровне за последние 25 лет. Bimco заявила о сокращении действующего флота танкеров для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. По информации компании, число контрактов на строительство в 2022 году было самым низким за всю историю наблюдений.
В первом полугодии заключены контракты на постройку 23 танкеров. Износ действующего флота растет, объемы утилизации старых судов увеличиваются год от года. В долгосрочной перспективе развитие мирового танкерного флота определяют геополитические факторы, спрос на нефть в европейских и азиатских странах, а также достижение новых целей по декарбонизации.
Геополитика меняет маршруты танкерных поставок: в частности, она привела к увеличению количества судов, следующих из США в Европу. В настоящее время танкеры перевозят больше нефти из Северной Америки, Бразилии и Гайаны европейским потребителям.
Переориентация российских поставок на рынки Азии ведет к необходимости преодолевать дополнительные расстояния, большей временной загруженности судов, что также способствует нехватке танкерного флота.
Поставщики нефти из подсанкционных стран — из Ирана, Венесуэлы, а теперь и из России — создали новый сегмент «темных танкеров». Нефтяные «летучие голландцы» — в основном «Афрамаксы» дедвейтом от 80 тыс. до 120 тыс. метрических тонн — путешествуют по миру с отключенными передатчиками данных. Но даже в этом сегменте, по данным Vortexa, возникла конкуренция. Попавшие под санкции державы конкурируют за поставки нефти в Азию. Растущий экспорт нефти, находящейся под санкциями, вынудил ближневосточных поставщиков снизить цены в условиях конкуренции. В начале 2022 года экспорт нефти из Ирана был самым высоким с момента введения санкций. Однако в последние месяцы он стал снижаться.
Тем временем ЕС объявил об ослаблении санкций. По новым правилам российские компании смогут без ограничений транспортировать нефть в третьи страны. Разрешены закупки российской нефти европейскими компаниями, экспортирующими ее в третьи страны. Но остаются ограничения, связанные с этими поставками, касающиеся платежей. Крупные поставщики и трейдеры, такие как Glencore, Shell и Trafigura, могут вернуться к операциям с российской нефтью.
При этом ограничения привели к тому, что Китай и Индия покупают нефть через мелких частных трейдеров, и способствовали транспортировке нефти в серых зонах с использованием старых судов, создавая угрозы для разливов нефти и нефтепродуктов.
В результате ЕС «во избежание любых возможных негативных последствий для продовольственной и энергетической безопасности во всем мире» принял решение о продлении исключения из запрета на совершение сделок с сельскохозяйственной продукцией и транспортировкой нефти в третьи страны.