Posted 21 июля 2022,, 09:39

Published 21 июля 2022,, 09:39

Modified 17 сентября 2022,, 07:54

Updated 17 сентября 2022,, 07:54

Вы покупаете или нет? Странная хроника импорта российской нефти в ЕС

21 июля 2022, 09:39
Старый Свет говорит об отказе от черного золота из РФ, но динамика продаж демонстрирует совсем другую тенденцию

Эмбарго Евросоюза на нефть из РФ начнет действовать с декабря 2022 года, однако чем ближе дата отказа от российского черного золота, тем активнее европейские судоходные брокеры ее перевозят. Их не останавливает даже растущая стоимость транспортировки. Как отметили в The Wall Street Journal, высокий спрос на нефть с конца февраля этого года стал причиной увеличения цен на спотовые фрахтовые ставки танкеров среднего размера Aframax с $10 тыс. в день в январе до $40 тыс. в июле.

Согласно данным Lloyd’s List Intelligence, в мае и июне 2022-го греческие суда совершили 151 заход в российские порты Черного и Балтийского морей по сравнению с 89 заходами за весь предыдущий год. Тут важно добавить, что около 60% российской нефти перевозят именно греческие танкеры, т. е. динамика их работы с компаниями из РФ во многом отражает положение дел с ее экспортом, в том числе в Европу.

Объемы экспорта российской нефти, перевозимые морским путем, становятся в 2022-м все больше. Если в первом квартале объем транспортировки такого продукта из российских портов в Черном и Балтийском морях составлял в среднем 1,8 млн б/с, то в апреле и мае уже 2,3 млн б/с.

Несмотря на крайне негативное отношение политических элит Евросоюза к России и целый ряд санкций против Москвы, ЕС почти всю первую половину 2022-го наращивал закупки нефти из РФ. По данным судового брокера Banchero Costa, в период с января по июнь 2022 года ЕС импортировал 223 млн тонн сырой нефти морским путем, что на 15,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом ввоз в ЕС танкерами именно российской нефти увеличился по сравнению с первым полугодием 2021-го на 5,5%. За первые два квартала 2022-го в Старый Свет из РФ было поставлено почти 60 млн тонн нефти (за аналогичный период 2021 года — 56 млн т).

В целом же за первое полугодие 2022-го на Россию пришлось 26,7% европейского импорта нефти морским путем. Это явно больше, чем поставки нефти в ЕС за первые два квартала из региона Северного моря (17,1%) и Северной Африки (14,6%). Более того, ЕС продолжает закупать нефть и по трубопроводу «Дружба». Кстати, прокачка по нему продолжится даже после начала действия эмбарго, поскольку Еврокомиссия сделала исключение для закупок из нефтепровода для Словакии, Чехии и Венгрии. Выходит, даже после ввода ряда рестрикций против РФ за прошедшие полгода не только осталась для ЕС крупнейшим поставщиком черного золота, но и незначительно увеличила свою долю на этом рынке.

«В настоящее время прослеживается ажиотажный спрос на российскую нефть на фоне сформированных дисконтов, которые достигают 40% для сорта Urals. Интересно то, что еще в начале июля 2022 года стоимость премиального малосернистого сорта ВСТО, направляемого в страны АТР, была оценена зарубежными ценовыми агентствами ниже, чем сорт Urals, хотя малосернистый сорт сибирской нефти вообще не имеет никакого отношения к Европе в силу географии поставок.

Сверхъестественно возросшая в этом году маржинальность для нефтепереработчиков, импортирующих российскую нефть, подталкивает их находить пути для приобретения как можно большего количества нефти с такой скидкой. При этом анонсируемый отказ Европы от нефти из РФ не находит отражения в фактической статистике», — говорит гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова.

Эксперт отметила, что за первое полугодие этого года по трубопроводу «Дружба» объем прокачки по отношению к показателям 2021-го года увеличился на 13%, экспорт нефти морским транспортом по системе «Транснефть» возрос на 27%, по системе «КТК-Р» — на 1%.

«Если анализировать перечень компаний-импортеров, то он сократился, но не значительно. При этом в объемах перевалки нефтеналивных грузов возросла доля Litasco (подразделения ЛУКОЙЛа). Оно планомерно реализовывало стратегию трансформации в мирового трейдера и расширило горизонты экспорта, не ограничиваясь функцией оператора собственных подразделений», — поделилась мнением Тамара Сафонова.

Впрочем, некоторые СМИ, в том числе и американские, все же констатируют неудобные для политиков ЕС факты. К примеру, в Bloomberg отметили, что в середине июня НПЗ Евросоюза принимали 1,84 млн б/с из России. Такой объем говорит о росте поставок из РФ уже третью неделю подряд, а если учесть еще и поставки не только в ЕС, но и в Турцию, то речь вообще о рекорде за последние два месяца.

В Bloomberg также признали, что в то время как небольшая часть объемов российской нефти была перенаправлена из Северной Европы в Азию и Средиземноморье, до сих пор добровольные ограничения в Евросоюзе мало влияют на общий уровень поставок в Старый Свет. Более того, в отдельных регионах ЕС закупки углеводородов из «страны-агрессора» увеличиваются. В первую очередь, это касается стран Средиземноморья. Большая часть российской нефти идет на НПЗ в этом регионе, которые принадлежат компаниям из РФ, особенно это касается завода ISAB (собственник — ЛУКОЙЛ) на острове Сицилия.

Есть и увеличение поставок нефти из РФ в некоторые восточноевропейские страны. Безусловно, потребление нефти у них не такое большое, как у западноевропейских государств с более серьезной промышленностью, однако показателен сам факт роста импорта на фоне санкций и предстоящего ввода эмбарго. Объемы импорта российского черного золота Румынии почти не изменились за прошедшие месяцы этого года, а в Болгарии даже выросли, причем более чем в 2 раза по сравнению с показателями января и февраля 2022-го.

Нельзя полностью исключать и поставки по «серым схемам». Как справедливо отметила газета The Sunday Times, с начала весны этого года греческие судоходные компании все чаще прибегают к перегрузке российской нефти в море с одного танкера на другой, чтобы на бумагах эти углеводороды при продаже потребителю уже не числились в качестве российских. В издании подчеркнули, что во многих греческих портах увеличились объемы перевалки нефти с одно судна на другое (особенно в морской гавани Каламата — на 20%).

Это говорит о том, что появление на мировом рынке нефти «латвийской смеси» — не единственный способ европейских и других покупателей обходить санкции и будущее эмбарго российских углеводородов. Если рынок нефти Европы уже сегодня, благодаря греческим судоходным компаниям, так активно уходит в «серую зону», причем даже когда официальные закупки у РФ в Европе не особо-то и снижаются, то не трудно себе представить, что этот процесс может усилиться и после ввода эмбарго.

В беседе с «НиК» ведущий аналитик ФНЭБ при правительстве РФ Игорь Юшков отметил, что в хронологии поставок российской нефти в ЕС можно выделить два этапа. Первый — это март–апрель, когда была очень эмоциональная реакция на начало российской спецоперации на Украине и нефть из РФ считали «токсичной». Из-за этого ее закупка во многих странах ЕС сократилась, а Shell даже пришлось извиняться за то, что она тогда приобрела партию черного золота у России. Это был самый сложный период: российские компании не смогли быстро (в течение недели) заключить новые контракты с азиатскими покупателями, а европейцы отказывались от поставок.

Второй этап — это когда компании РФ начали предоставлять скидку по $30 за баррель на свой продукт. В условиях, когда мировая цена нефти серьезно повысилась, эта скидка с каждым днем становилась все более привлекательной для потребителей.

«Со временем эмоции на рынке схлынули, и поставки вновь начали набирать обороты, даже в ЕС. В итоге РФ сейчас успешно увеличивает объемы экспорта. Конечно, есть такие страны в Евросоюзе, которые до сих пор категорически не хотят покупать нефть у России, например, Польша. Весной этого года меньше покупали углеводородов и многие НПЗ в ряде европейских стран. Правда, есть один нюанс. В это же время РФ серьезно увеличила экспорт нефти в Индию, где местные НПЗ закупали ее не только для удовлетворения спроса на местном топливном рынке, но и для продажи нефтепродуктов, особенно дизеля, в страны ЕС. Так, кстати, работает и Китай. При этом Германия начала увеличивать (пока незначительно) закупки нефти с Ближнего Востока и у африканских стран, но о том, чтобы полностью ими заменить нефть и нефтепродукты из РФ речи пока не идет», — рассказал Игорь Юшков.

По мнению эксперта, серьезные проблемы у РФ были с реализацией мазута. С 1 апреля США ввели официальный запрет на импорт этого продукта. Для России это создало сложности, поскольку она привыкла в последние годы производить много мазута, который активно скупали американские НПЗ, чтобы заменить нехватку сырья, ранее закупаемого у Венесуэлы. Когда для Москвы закрылся американский рынок мазута, встал вопрос, куда его деть. Теперь решение найдено — его покупают ближневосточные потребители. Как правило, мазут сжигают на электростанциях, особенно в Саудовской Аравии.

В целом же, Европе полностью заменить российскую нефть крайне сложно. Попытки сократить экспорт углеводородов РФ, чтобы лишить Москву доходов, успехом не увенчались. На мировом рынке цена нефти увеличилась, причем все это в условиях дефицита. В итоге Москва экспорт временно уменьшила, но доходы от продаж получала (и получает сейчас) все больше. Единственное отличие — это некоторое смещение направления поставок. При этом потребители, включая США и ЕС, платят все больше. Это стало одной из причин роста инфляции, как и стоимости топлива.

«На фоне этого я не видел новостей о массовой модернизации европейских НПЗ под использование новых сортов нефти. Это крайне затратный и трудоемкий процесс, занимающий много времени. НПЗ в Европе не хотят заниматься переоборудованием по ряду причин. Одна их главных — в ЕС и так дефицит нефтепродуктов. Если множество НПЗ в один момент уйдет на ремонт, то дисбаланс спроса и предложения на рынке станет еще сильнее.

В целом, Европе было бы даже дешевле не переоборудовать НПЗ, а просто перемешивать разные сорта нефти так, чтобы получалась нефть, похожая по своему составу на российскую Urals. ЕС будет все активнее искать подобные сорта по миру. Они, безусловно, на рынке есть, правда сейчас спрос на них крайне велик. Так же Старый Свет наверняка будет смешивать различные сорта, грубо говоря, покупая легкую нефть из США и смешивая ее с мазутом, получая на выходе среднесернистую тяжелую нефть во многом похожую на Urals», — поделился мнением аналитик ФНЭБ.

С приближением ввода эмбарго на российскую нефть в Европе увеличивается импорт из США. В этом полугодии Европа обогнала Азию и впервые за шесть лет стала крупнейшим потребителем американской нефти. В отчете Бюро переписи населения США (федеральный статистический орган, отвечающий за экономические данные страны, включая торговлю) говорится, что с января по май этого года Европа импортировала из Америки в среднем около 213,1 млн б/с сырой нефти, в то время как Азия –191,1 млн б/с. В последний раз объемы поставок в Азию отставали от европейских за тот же пятимесячный период в 2016 году, когда США отменили свой запрет на экспорт нефти.

Впрочем, пока не совсем понятно, смогут ли в техническом плане поставки из США полностью заменить Европе российскую нефть. По данным Eurostat, в 2021 году общий импорт нефти в ЕС — 15 млн б/с, из которых 3,5 млн б/с поступило из России. Экспорт нефти в США в мае 2022-го составлял в среднем 3,7 млн б/с. Это меньше рекордных показателей, когда портовая инфраструктура Америки в декабре 2019 год смогла обеспечить отгрузку в объеме 4,5 млн б/с. При этом в Rystad Energy уверяют, что к 2024 году США расширят портовую инфраструктуру до состояния, при котором она сможет обеспечивать экспорт нефти в объеме 4,8 млн б/с.

Казалось бы, такой объем точно мог бы заменить для Европы те 3,5 млн б/с, которые ей поставляла РФ. Но это будет возможным только в случае, если нефтетрейдеры согласятся отправлять подавляющую часть американской нефти именно в Старый Свет, игнорируя спрос на других рынках, что маловероятно.

В подобных условиях ЕС необходимо будет серьезно нарастить закупки у ближневосточных стран. Портовая инфраструктура государств Персидского залива может экспортировать максимум 5 млн б/с. В некоторых странах планов по масштабному увеличению пропускной способности портовой инфраструктуры для отгрузки нефти на ближайший год либо нет, либо они есть, но их исполнение отстает от сроков. К примеру, Ирак хотел нарастить экспортные мощности своих портов в Персидском заливе (в Басре) к третьему кварталу 2022 года на 150 тыс. б/с, до 3,45 млн б/с. Однако это ему так и не удалось из-за задержки модернизации насосных станций, причем местные эксперты уверяют, что проблема не разрешится даже к концу 2022 года.

Если половина всего объема экспорта ближневосточной нефти направится в ЕС (при учете, что точно также поступят и США), Европе действительно не грозит дефицит черного золота из-за последствий эмбарго против поставок из РФ. Но гарантировать такой сценарий можно либо за счет долгосрочных контрактов, либо если ЕС будет готов платить премию за американскую и ближневосточную нефть, чтобы она шла не в Азию или на другие рынки, а именно в Европу. Увы, но официальных данных о заключении долгосрочных контрактов европейских государств с Ираком, Саудовской Аравией или другими странами Ближнего Востока, как и со странами Западной Африки, до сих пор нет. Да, есть недавно подписанное соглашение между ОАЭ и Францией «о стратегическом партнерстве в сфере энергетики». Но в нем речь идет о сотрудничестве в атомной энергетике и ВИЭ. О гарантированных поставках нефти в Европу там ничего не сказано. Единственное достижение для Европы в вопросе увеличения поставок углеводородов с Ближнего Востока — это рост объема импорта нефтепродуктов (в июне — 155 млн б/с, что является максимум с 2016 года).

Тем временем МЭА прогнозирует дефицит нефти в ЕС, когда заработает эмбарго на нефть из РФ, в 2,2 млн б/с. Как Евросоюз будет решать эту проблему, непонятно. В долгосрочной перспективе никакого системного подхода пока не видно:

  • нет заключения новых и крупных по объему долгосрочных контрактов;
  • нет переоборудования европейских НПЗ;
  • нет бронирование Европой на долгий срок судов типа Suezmax, которые сегодня используются для увеличение импорта нефти из США.

ЕС просто пытается увеличить закупки по всем доступным направлениям в данный момент.

"