Posted 13 июля 2022, 09:30
Published 13 июля 2022, 09:30
Modified 16 августа 2022, 21:47
Updated 16 августа 2022, 21:47
За минувшую неделю на фоне июльского роста демпфера, по данным торгов на СПбМТСБ, АИ-92 подешевел на 3%, до уровня в 37449 рублей за тонну. Бензин марки АИ-95 упал в цене на 1%, до 42055 рублей. Однако праздник не может длиться долго. Минфин смог пробить «корректировку» демпфера на 160 млрд рублей в свою пользу.
Напомним, что демпфер рассчитывается как часть разницы между экспортной стоимостью топлива и внутренней ценой. Если топливо продается за рубеж по более высокой цене, чем реализуется на внутреннем рынке, то компании получают выплаты из бюджета, если наоборот, как в 2020 году, когда бензин в России продавался дороже, доплачивают нефтяники. За пять месяцев текущего года из-за высоких цен на топливо на мировом рынке бюджет уже заплатил по демпферу нефтекомпаниям более 1 трлн рублей, что на 57% больше, чем за весь прошлый год.
Однако Минфин вовремя спохватился. В результате стараний ведомства 5 июля Госдума приняла закон, предусматривающий временную корректировку демпфирующего механизма для цен на топливо с учетом скидки на российскую нефть. Согласно документу, одна из составляющих формулы демпфера — средняя цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина в морских портах Северо-Западного федерального округа — теперь рассчитывается с учетом скидки на российскую нефть Urals. Эта норма будет действовать с сентября по 3 декабря 2022 года. Аналогичную корректировку демпфера по дизтопливу Минфин не планирует. Как пояснил замминистра финансов Алексей Сазанов, «по дизелю при продажах на экспорт нет такого существенного дисконта, как у бензина».
Стоит отметить, что беспокойство Минфина за выплаты нефтекомпаниям можно понять. Ведь демпфер рассчитывался от стоимости топлива на рынке Северо-Западной Европы, а в сложившейся экономической и геополитической ситуации странам ЕС дешевый бензин может только сниться.
По данным ценового агентства Argus, в июле демпфер для бензина составлял 5,993 тыс. рублей за тонну, в июне — 3,965 тыс. рублей. Для дизельного топлива он вырос до 3,8 тыс. рублей за тонну, в июне — 3,286 тыс. рублей.
Кстати, демпфирующий коэффициент, на основе которого должен определяться размер выплат в адрес НПЗ для компенсации роста стоимости сырья, продолжает рассчитываться по котировкам Argus, что само по себе весьма примечательно, ведь штаб-квартира агентства находится в Лондоне.
В настоящее время на топливном рынке РФ сложилась достаточно уникальная ситуация. Нефтекомпании в условиях санкций экспортируют нефть и нефтепродукты с дисконтом к мировым котировкам. При этом сама продажа сырья и топлива за границу затруднена. В результате на внутреннем рынке образовался топливный профицит, оптовые цены остаются значительно ниже уровней 2021 года, несмотря на рекордно высокие мировые цены на углеводороды. В 2021 году при цене нефти в $75 за баррель бензин АИ-92 на СПбМТСБ стоил около 55 тыс. руб. за тонну, сейчас же при нефти $113 за баррель его стоимость составляет лишь 40 тыс. руб. за тонну.
Стоит отметить, что еще весной в правительстве сомневались в спросе на топливо в России, а также стабильной работе нефтеперерабатывающих заводов. В апреле кабинет министров утвердил постановление, согласно которому нефтеперерабатывающим заводам сохранялись выплаты в рамках демпфирующего механизма даже в случае нестабильного спроса на топливо на бирже: «Важнейшую поддержку их экономике оказывают выплаты по обратному акцизу на нефтяное сырье и „демпфирующая надбавка“. Таким образом, сохранение корректной работы действующих мер поддержки гарантирует стабильное обеспечение внутреннего рынка моторным топливом при сохранении динамики цен в рознице в 2022 году ниже уровня инфляции», — говорил тогда министр энергетики РФ Николай Шульгинов.
Катастрофы на внутреннем рынке, к счастью, удалось избежать, поэтому Минфин и ополчился на «демпфирующую надбавку». По расчетам «Петромаркета», учет скидки на нефть Urals в формуле демпфирующего механизма может принести бюджету 160 млрд рублей, то есть это та сумма, которую компании не получат из-за новой формы расчета компенсаций.
Естественно, сокращенный демпфер приведет к уменьшению маржинальности нефтепереработки. В то же время рыночных предпосылок для роста цен не прослеживается.
В конце июня маржа заводов с высокой глубиной переработки увеличилась в 2,6 раза по сравнению с февралем, до 21 тысячи рублей за тонну. Маржа простых НПЗ выросла в четыре раза, до 5 тысяч рублей за тонну. При этом на внутреннем рынке профицит, оптовые цены на бензин занижены, что позволяет АЗС покрыть убытки за прошлый год. Однако мы живем в турбулентный экономический период, сейчас для компаний экспорт затруднен, а что будет дальше, никто не знает. Возможно, уже в скором времени логистика подстроится под геополитику, и российское топливо польется на мировой рынок, как и прежде. Впрочем, может быть и наоборот, не зря же президент РФ Владимир Путин на последнем совещании правительства, посвященному развитию ТЭКа, призвал российские компании готовиться к нефтяному эмбарго в новом санкционном пакете ЕС.
Так или иначе, но пока Минфин уверен, что государство переплачивает нефтяникам, поскольку в нынешней ситуации для них и так внутренний рынок является более рентабельным. Поэтому ведомство хотело бы вовсе отказаться от демпфера, но на защиту нефтяников встало Минэнерго. Ведь демпфер — это не только компенсация НПЗ за продажу топлива в России по ценам ниже мировых, но и выполнение соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.
В конце 2020 года президент России подписал закон о предоставлении стимулов для компаний и НПЗ, которые заключат инвестиционные соглашения с Минэнерго. При исполнении обязательств по строительству новых или реконструированию действующих мощностей глубокой переработки соглашение позволяет получить инвестиционную надбавку к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 1 января 2031 года. Только в апреле 2021 года Минэнерго заключило с 14 российскими нефтеперерабатывающими заводами инвестсоглашения о модернизации и строительстве новых мощностей по производству топлива. Суммарный объем инвестиций заводов в установки вторичной переработки нефтяного сырья с 2019 по 2026 г. включительно должен был составить порядка 800 млрд руб. Речь идет о 30 установках, ввод которых позволит нарастить более чем на 3,6 млн тонн в год производство бензина экологического класса К5, а выпуск дизельного топлива класса К5 — более чем на 25 млн тонн в год. Соглашения подписали четыре завода «Роснефти» (Новокуйбышевский, Сызранский, Туапсинский и Комсомольский НПЗ), два завода «Газпром нефти» (Московский и Омский НПЗ), заводы, входящие в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева (Афипский и Орский НПЗ), комплекс «Татнефти» «Танеко», «Газпром нефтехим Салават», а также независимые Новошахтинский, Антипинский и Ильский НПЗ.
Модернизация мощностей призвана создать современную конкурентоспособную нефтепереработку в России.
Получается, что 160 млрд рублей, которые заберет Минфин, скорее всего будут изъяты именно из этой программы, поэтому неизвестно, смогут ли заводы выполнить инвестсоглашения с Минэнерго.
При этом, как ранее говорил замминистра энергетики Павел Сорокин, компания, которая получает повышающий коэффициент обратного акциза, обязана будет вернуть все полученные льготы в случае, если не выполнит свои обязательства по инвестиционному соглашению. То есть нефтяники в любом случае потеряют, но непонятно сколько. В конечном итоге потеряет и российский бюджет, ведь модернизированные НПЗ повышают глубину переработки сырья и выпускают продукцию с повышенной добавленной стоимостью.
Заместитель председателя правления Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев в интервью «НиК» отметил, что с учетом дифференциалов между оптовыми и розничными ценами Минфину хочется забрать больше, поэтому был принят закон, изменяющий демпфер: «Это в доброй традиции „министерства бухгалтерии“. Радует только то, что пока мы точно не знаем, когда включится это понижение демпфера и не будет ли оно работать задним числом. В то же время логика Минфина не совсем ясна. Ведомство решило прибегнуть к дополнительным изъятиям осенью, то есть после прохождения пика сезона потребления топлива. Однако нельзя исключать, что в сентябре регулятор захочет внести еще какие-то изменения. Единственная стабильная черта нашей налоговой политики — это ее изменчивость. Только заправки спокойно вздохнули и начали работать, начинают корректировать демпфер под снижение спроса», — указал эксперт.
По его мнению, изменение демпфера приведет к увеличению оптовых цен: «Маржа нефтепереработки уменьшится. Если спрос дальше не просядет, то однозначно стоит ожидать роста оптовых цен. Но в целом пока маржинальность НПЗ даже после сокращения демпфера должна остаться на приемлемом уровне», — подчеркнул Гусев.
При этом он считает, что в условиях ограничений по спросу и ущемлению по цене логичнее было бы для правительства вкладывать деньги в развитие новых мощностей нефтепереработки, однако этого не происходит:
«Можно много говорить о приоритете развития глубокой нефтепереработки, но фактические действия правительства эти заявления не подтверждают.
«Роснефть», не последняя компания в отрасли, в течение 10 лет не могла получить адекватные условия для строительства Восточного нефтехимического комплекса в Находке. Если бы тогда началось реализация данного проекта, то сегодня Россия продавала бы не сырье со скидкой в $40, а готовую высокотехнологичную продукцию», — заметил эксперт.
Независимый эксперт, ведущий telegram-канала о налоговой политике Борис Луцет считает, что новый закон, понижающий выплаты по демпферу, как и любые другие манипуляции с этим видом субсидии, не должен существенно отразиться на ценах в ближайшей перспективе: «Демпферный механизм — это та компонента ценообразования, которая сейчас ушла на второй план, по сравнению с другими факторами. Действия Минфина связаны с тем, что выплаты из бюджета нефтекомпаниям по демпферу никакого отношения к ценообразованию не имеют. Насколько я понимаю, Минфин с Минэнерго сильно разошлись по оценке демпфирующего механизма. Ведомство Силуанова занимает гораздо более жесткую позицию, и ранее, судя по открытым источникам, предлагало демпфер чуть ли не обнулить. Для Минфина демпфер — это головная боль, поскольку в настоящее время он несет очень большие налоговые расходы бюджета», — пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что проблема даже не в суммах выплаты, а в том, что экспортный паритет, который является базой для расчета демпфера, в настоящее время не имеет никакого отношения к реальной экономике нефтепереработки: «Демпфер и раньше был неким условным механизмом, компенсации через налоги того, что к налогам не имеет никакого отношения. Сейчас он от экономики оторвался окончательно. Разница между экспортным нетбэком и продажами в РФ рассчитывается по ценам на АИ-92 в Роттердаме, а также индикативной ценой топлива в России — 55200 руб. за тонну. То есть это разница, которая состоит из двух условных величин, не имеющих сегодня отношения к реальности. Сейчас в демпфер по бензинам вставили еще и дельту по нефти. Дизельную формулу пока не трогают», — рассказал Луцет.
По его мнению, сам демпфер превратился в некую условность, о которой Минэнерго и Минфин договорились с нефтяниками:
«К экономике это не имеет никакого отношения. Это плод договоренности двух сторон, а третья сторона — общество — в них никакого участия не принимает. Потому что ни оценки эффективности, ни каких-либо расчетов, ни публичных обсуждений демпфирующего механизма с момента его введения в 2019 году как не было, так и нет»,
— уточнил эксперт.
Он напомнил, что не существует и юридических последствий этих выплат: «В частности, у компаний отсутствуют законодательно установленные обязательства держать некую цену топлива. Но если раньше демпфер хотя бы компенсировал недополученную маржу НПЗ, то теперь об этом нельзя говорить, поскольку он не встраивается в существующую на рынке систему ценообразования. Пока с точки зрения стороннего наблюдателя он представляет своеобразный „насос“ по выкачиванию бюджетных средств. Убедить в обратном Минфин или Минэнерго могли бы, если бы они хоть раз предоставили расчеты — на сколько рублей подешевело топливо в расчете на каждый миллиард бюджетных расходов. Минфин и Минэнерго скрывают от общества в лице парламента реальную эффективность демпфера. Мы видим лишь то, что деньги идут из бюджета, но нужно ли их выплачивать, мы не знаем», — подчеркнул Луцет.
Отвечая на вопрос о том, будут ли приниматься какие-то дополнительные решения по корректировке налогообложения отрасли, эксперт отметил, что все будет зависеть от общей ситуации в экономике: «Сейчас НПЗ „подкопили жирок“, в том числе и с учетом демпфера, маржа НПЗ в сравнении с прошлыми периодами очень приличная. Вопрос, что с этим будет делать Минфин, представляется риторическим: ведомство всегда ревностно следит за доходностью налогоплательщиков. Через какие механизмы оно начнет действовать, неизвестно. Демпфер — это святое, может быть, на него руку и не поднимут. Однако мы знаем, что ведомство способно выставить любому налогоплательщику любую сумму (как, например, „Газпрому“ триллион повышения НДПИ), обосновав это чрезмерной рентабельностью. Если хорошая маржа НПЗ продержится до осенней сессии, однозначно прозвучат какие-то предложения со стороны Минфина. В текущей ситуации возможна даже корректировка налогового маневра, никто сильно критиковать не будет», — считает Луцет.
По его мнению, какие-то вопросы Минфином уже прощупываются: например, о перспективах налогообложения высказалась директор департамента доходов министерства Елена Лебединская. В частности она заявила, что Минфин России не видит необходимости менять всю систему налогообложения нефтегазовой отрасли под текущие условия, но допускает отдельные корректировки.