Игорь Юшков: Сценарий с глобальной рецессией более вероятен в 2023 году

6 июля 2022, 15:14
Прогнозы в моменте давят на рынок, но бояться рецессии все же стоит, так как США и ЕС готовы бороться с инфляцией

Нефть на перепутье. Прогнозы очень неоднородны — от $65 до $380 за баррель, хотя баланс спроса и предложения на рынке не менялся.

Вчера стоимость нефти резко сократилась — на 10%, сегодня опять начался рост. Что происходит с ценой на сырье, «НиК» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков:

«Публикация подобных радикальных сценариев для банков во многом самореклама. Собственно, поэтому мы и видим прогнозы нефти то по $380 за баррель, то по $65 при нефти в $120. Самое главное в таких прогнозах — шокировать публику, а потом подвести под эти шоковые сценарии разные, не совсем корректные обоснования.

Сценарий с глобальной рецессией и $65 за баррель пользуется популярностью прежде всего в США. Логика тут такая: сейчас цены на энергоносители высокие, от этого дорожают все товары, так как во все закладывается стоимость энергии. От этого раскручивается инфляция, все сбережения пропадают и т. д. Бороться с инфляцией можно универсальным способом, поднимая ставку рефинансирования. При повышенной ставке кредиты дорожают, денежной массы становится меньше, но при этом никто не вкладывает в расширение производства, и экономика впадает в стагнацию. В результате чем меньше производство, тем меньше вам нужно топлива. Спрос на нефть сокращается, цены падают. В этом логика прогноза низких цен на нефть.

Такое развитие ситуации возможно, но как минимум никто не отменяет сценарий поддержания цены со стороны ОПЕК+. Кроме того неизвестно, какая себестоимость добычи у сланцевой нефти. При $60-70 за баррель многие из них сланцевых компаний окажутся нерентабельны, закроются, добыча сократится, и цена нефти пойдет вверх. Никто более подробных объяснений возникновения рецессии не дает. Скорее всего, в 2022 такого сценария мы не увидим. Пока что ФРС и европейский регулятор не спешат задирать ставку, а уже июль. Все, наоборот, говорят о раскручивании инфляции и о том, что все уже опоздали с активными действиями против нее. Вероятнее всего, сценарий рецессии будет сдвинут на 2023 год — посмотрим, как быстро они будут поднимать ставку.

Сценарий со сверхдорогой нефтью тоже имеет свои сложности. Там говорится, что он возможен, если Россия сократит добычу на 5 млн баррелей в сутки, но это объемы почти всего российского экспорта. Сейчас мы много продаем сырья в Китай и Индию, вопрос в том, почему мы вдруг решим перестать экспортировать нефть на мировой рынок? Это вероятно, только если азиатские страны начнут диктовать РФ некий потолок цен и присоединятся к западным санкциям. Однако непонятно, зачем им это нужно. Китай не присоединился к санкциям и против иранской нефти. То есть это тоже радикальный сценарий, сложно себе представить, что все откажутся покупать российскую нефть. Он маловероятен.

Тем не менее эти прогнозы в моменте давят на рынок, особенно идея глобальной рецессии. Во многом именно из-за нее цена нефти в последние дни снижается. Но, по большому счету, это временное воздействие, подобные сценарии быстро забываются.

Фундаментально ничего на нефтяном рынке не меняется с точки зрения баланса спроса и предложения. По-прежнему есть дефицит, существуют проблемы у основных производителей. Поэтому говорить о том, что нефть радикально подорожает или подешевеет, не стоит.

При этом бояться рецессии все же стоит, так как в США и ЕС признают, что нужно бороться с инфляцией. Скорее всего, ставку будут повышать, но непонятно, какими темпами. Все ждут урегулирования конфликта на Украине к осени 2022 года. Потом от этой нижней точки падения экономики нужно будет отталкиваться, проводить аудит».

#Цены на нефть #Эксклюзив
Подпишитесь