Нефтяная и топливная политика Байдена: биполярки нет… разве что по выходным

24 июня 2022, 14:42
Пытаясь снизить цены на АЗС в США, Вашингтон бросается из одной крайности в другую, включая запрет на экспорт бензина, дизеля и даже нефти

Высокая цена бензина в США, которая варьируется в пределах $1,3 за литр, заставляет администрацию президента Соединенных Штатов Джо Байдена все больше нервничать и бросаться из одной крайности в другую.

Белый дом несколько раз (осенью 2021-го и в начале весны 2022-го), «распаковывал» стратегические запасы нефти в США, причем продолжает делать это даже сейчас. Администрация Байдена выдала разрешение всем АЗС продавать без ограничений бензин с биодобавками E15 (от которого выходят из строя многие двигатели авто). Глава Белого дома предложил взимать дополнительные налоги с нефтегазовых компаний, у которых простаивают скважины (при этом не отменяя своей стратегии по декарбонизации экономики). Однако нужно эффекта это все равно не дало. Цены на топливо продолжают медленно ползти вверх.

В Вашингтоне даже начались консультации по поводу применения «Закона об оборонном производстве», чтобы таким образом принудительно увеличить нефтеперерабатывающие мощности в Америке. Однако это вряд ли даст результат, поскольку предприятия и так работают почти на пределе своих возможностей.

В последние недели, как пишет Bloomberg, ссылаясь на свои источники, в администрации президента США стали поднимать тему запрета на экспорт моторных топлив из США, чтобы эти объемы бензина и дизеля шли не за рубеж, а на американский рынок, который уже сегодня страдает не только от высоких цен, но и дефицита.

Согласно отчету Минэнерго Соединенных Штатов, запасы автомобильного бензина в стране сегодня примерно на 11% ниже среднего 5-летнего показателя для этого времени года, а дизтоплива — примерно на 23%.

При этом, по данным Kpler, экспорт бензина, дизтоплива и авиатоплива с побережья Мексиканского залива США вырос на 32% в марте, апреле и мае по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, и на 11% по сравнению с 2019 годом. Согласно отчету Управления энергетической информации США, экспорт бензина за все прошедшие месяцы в этом году составил в среднем 755 тыс. б/с (в 2021-м — 681 тыс. б/с).

В такой ситуации запрет на экспорт топлива, пожалуй, кажется единственным способом, позволяющим если не избежать высоких цен на бензин и дизель, то хотя бы остановить рост их дефицита в стране. Может показаться, что если американскому топливу перекрыть доступ к внешним рынкам, возможно, это как-то снизит стоимость бензина и дизеля в стране. Хотя бы временно. Случай с пожаром на Freeport LNG (закрылся на ремонт вплоть до сентября) показал, что это теоретически это могло бы произойти. Сразу после инцидента на терминале, по сути, «отключившем» до 20% экспортных мощностей СПГ страны, внутри США цена газа снизилась на 6,1% (которая до этого дня постоянно росла, обновляя все новые и новые исторические рекорды).

Однако в случае с топливным рынком есть некоторые оговорки. В США не наблюдается дефицита природного газа. А вот бензина и дизеля не хватает уже сегодня, поэтому ограничение экспорта этих продуктов — это, в первую очередь, борьба с проблемой дефицита, а уже потом высоких цен.

Разбалансировка спроса и предложения моторных топлив в Америке происходит уже больше года. Согласно данным Минэнерго США, по итогам 2021 года в стране перерабатывалось лишь 18,09 млн б/с, что является самым низким показателем с 2015 года. Как показали последние данные ведомства, мощности НПЗ в США упали в 2022 г. до 17,94 млн б/с, а это уже самый низкий рекорд с 2014 года.

За последние 2 года в Америке полностью закрылись НПЗ, общая мощность которых составляла 1 млн б/с. В этом году досрочно могут закрыть еще и один из крупнейший в стране НПЗ — LyondellBasell в Хьюстоне. Из-за этого США потеряют еще больше мощностей — 268 тыс. б/с. Компенсировать эти в сумме 1268 тыс. б/с нечем. Только к концу 2023 года ExxonMobil, Valero и Marathon Petroleum модернизируют 3 завода по нефтепереработке, увеличив тем самым общую мощность по переработке нефти в стране на 350 тыс. б/с.

Это автоматически подводит идею об ограничении экспорта топлива к еще одной проблеме: такая мера сократит (если вообще не уничтожит) и без того слабое инвестирование в нефтепереработку.

Кстати, представители американских компаний, которые владеют НПЗ, выступают против контроля Вашингтона за экспортом моторных топлив, настаивая на том, что существует сильное противоречие между желанием Байдена увеличить нефтеперерабатывающие мощности США и прекращением зарубежных продаж, за счет которых предприятия сегодня, по сути, обеспечены хоть какими-то инвестициями.

В администрации Белого дома, как пишет Bloomberg, ссылаясь на свой источник, уверяют, что «в случае запрета на экспорт топлива любые ограничения могут быть откалиброваны в соответствии с предыдущими объемами экспорта». Подход весьма продуманный. Вашингтон в таком случае не заблокирует все производящие мощности американских НПЗ, которые сегодня отправляют за рубеж 755 тыс. б/с. Заводы смогут продавать топливо в другие страны и дальше, но лишь с оговоркой — после того как будет насыщен сам американский рынок, т. е. на экспорт уходили бы реальные излишки топлива, а не те объемы, которые нужны сегодня самим США.

В чем-то это похоже на политику Китая, где правительство выделяет квоты для частных и государственных НПЗ для экспорта их продукции. Именно благодаря такому подходу, когда в Европе и США не хватает резервных объемов производства бензина и дизеля, у Китая эти мощности есть. Пекин попросту не позволяет предприятиям работать на 100% загруженности только ради прибыли, отправляя свою продукцию в соседние страны, но оставив на произвол судьбы китайский рынок. Да, сейчас из-за такой политики около трети НПЗ в Китае простаивают (упал спрос внутри страны на топливо из-за пандемии) и несут определенные убытки. Зато, как только в стране отменят все локдауны, у КНР будет возможность быстро насытить рынок бензином и дизелем, а предприятия быстро нарастят прибыль.

Проблема в том, что Китай так делает уже достаточно долго, а вот руководство США подобной практикой не занимается. Для того чтобы подобное ограничение экспорта, по сути квотирование, заработало без перегибов и ошибок, нужно создать специальные правовые механизмы, одобрить соответствующие законы, разработать систему взаимодействия экспортеров топлива в Америке и руководящих органов власти, чтобы последние назначали справедливые объемы по сокращению продаж топлива за рубеж, а не «рубили с плеча». Но времени у администрации Байдена на это нет. Выборы в Конгресс этой осенью, и нужно предъявлять результат избирателю (снижение цен на топливо) уже сейчас.

Именно поэтому в Белом доме сегодня говорят не только о возможном запрете экспорта топлива, но и нефти. Еще в конце мая министр энергетики США Дженнифер Грэнхольм заявила, что у Джо Байдена «уже лежит на столе готовый план по такому ограничению, и президент его пока со стола не убирает».

США уже имеют опыт по вводу запрета на экспорт нефти. Его отменили по историческим меркам совсем недавно — в декабре 2015 года. Ирония в том, что тогда повод для подобного шага был почти противоположный. Из-за сланцевой революции на американский рынок хлынул колоссальный по объемам поток легкой нефти. Многие американские НПЗ, привыкшие к использованию не только легких сортов, но и к тяжелой нефти из Канады, Венесуэлы и Мексики, попросту не могли быстро перейти полностью только на легкие сорта, которые предоставляла сланцевая добыча. В итоге эти потоки направили за рубеж, а американские заводы продолжили работу с тяжелой нефтью.

Теперь потоки черного золота в США из Венесуэлы, Ирана, России и даже Канады (Байден все еще против трубопровода Keystone XL) сильно снизились. Запретить экспорт нефти из США и залить внутренний рынок Соединенных Штатов легкими сортами нефти — это не значит решить проблему с дефицитом топлива в стране. Даже сегодня доля тяжелой нефти играет важную роль в работе американских НПЗ. Согласно таможенным данным США, в мае нефтеперерабатывающие заводы импортировали 33,5 млн баррелей тяжелой нефти, что является максимальным показателем за почти два года. За май 2022-го 56 судов отгрузили в Соединенные Штаты в среднем почти 1,1 млн б/с мексиканской Maya, эквадорских Napo и Oriente, а также иракской Basra heavy (не считая более малых объемов тяжелых сортов из других стран).

Для сравнения: объем всего импорта нефти в США в 2022 году составляет около 6,5 млн б/с, то есть тяжелые сорта по-прежнему занимают весьма серьезную долю в балансе американского рынка и играют важную роль в работе нефтепереработчиков.

Руководство США должно думать не о том, как направить американскую легкую нефть (за счет запрета ее экспорта) на рынок Соединенных Штатов. Вашингтон должен думать о том, как стимулировать рост инвестиций для модернизации НПЗ, чтобы они переоборудовались под использование исключительно легкой нефти и не нуждались в тяжелой, которую американским покупателям из-за санкций против Ирана, Венесуэлы, России сегодня все сложнее достать.

Однако этого не происходит, и причина не только в потенциальном запрете экспорта нефти или топлива, хотя это тоже, мягко говоря, отбивает всякое желание у инвесторов вкладывать в нефтепереработку.

Модернизации и притока денег в нефтепереработку нет из-за ESG-повестки, которая стала основой внутренней политики Джо Байдена.

Надо признать, что план Байдена по декарбонизации экономики США стоимостью $2 трлн пока так и не заработал в полной мере. Палата представителей в Конгрессе хоть и приняла такой законопроект в ноябре 2021-го, но документ до сих пор не получил одобрения Сената, где против него выступают 50 республиканцев и 2 демократа. Однако «зеленая» политика все равно доставляет множество проблем нефтегазовому сектору.

На федеральном уровне это уже становится похожим на какое-то биполярное расстройство. К примеру, Байден одним из своих первых указов после вступления в должность главы Белого дома в 2021 году остановил постройку нефтепровода из Канады Keystone XL, а также заморозил выдачу лицензий на аренду земель для бурения скважин на федеральных землях. В апреле 2022 года администрация Байдена возобновила выдачу лицензий. Однако уже в июне в Белом доме объявили о подготовке аннулирования более 3,5 тыс. выданных ею разрешений на бурение нефтяных и газовых скважин на федеральных землях в Нью-Мексико и Вайоминге и прекращении выдачи новых лицензий. Официальная причина — необходимость изучения объема выбросов СО2 от скважин в этих местах.

При этом администрация Байдена 31 марта призвала Конгресс заставить нефтегазовые компании следовать принципу «плати или качай», т. е. обложить налогом те корпорации, у которых есть в распоряжении простаивающие скважины. Разумеется, рентабельно это или нет — проблема компаний, а не Белого дома. Одновременно с этим руководство США так и не отказалось от своего намерения лишить нефтегазовую отрасль всех субсидий. Особенно стоит выделить исключение из федерального бюджета льготы в виде списания нематериальных затрат компаний на бурение. 14 июня председатель финансового комитета Сената США Рон Уайден объявил, что планирует ввести закон, устанавливающий 21-процентный дополнительный налог на прибыль нефтяных компаний с годовым доходом более $1 млрд.

Разумеется, такие метания из одной крайности в другую серьезно пугают инвесторов, включая тех, которые могли бы вложиться в реконфигурацию НПЗ для работы исключительно с легкими сортами нефти.

Итог — вместо того чтобы переоборудовать НПЗ под легкую нефть (или просто открывать новые заводы, лишь бы увеличить производство топлива, которого сейчас не хватает), заводы все чаще модернизируют для создания возобновляемого дизельного топлива. Оно производится из животных жиров, пищевых отходов и растительных масел, но химически эквивалентно дизтопливу на основе нефти.

В настоящее время, по данным Минэнерго США, в стране ведется строительство около 12 заводов по производству биодизеля. Общая стоимость проектов — $9 млрд. Суммарная мощность таких объектов к 2025 году составит примерно 135 тыс. б/с (сейчас — 80 тыс. б/с). Нужно добавить, что после того как завод модернизируют (или строят с нуля) под производство биодизеля, он будет производить только его. Бензин и авиатопливо подобный объект делать уже не сможет. Это при том, что рядовой обыватель в Америке в первую очередь покупает бензин, а не дизель.

В условиях топливного кризиса в таком типе модернизаций и постройке новых заводов по производству биодизеля нет смысла. Зато есть смысл с точки зрения декарбонизации, ведь такой продукт считается экологически более чистым.

К слову об экологической чистоте топлива. Запрет экспорта бензина и дизеля в США будет бесполезен для многих штатов в Америке, потому что у каждого из них свои требования к качеству топлива. К примеру, власти Калифорнии разрешают использовать в летний период только особо экологически чистый бензин (California Reformulated Gasoline), который, по сути, производится только в этом штате. Предположим, что Вашингтон ограничил экспорт топлива из США, а значит, оно должно пойти на рынки американских штатов. Вот только такие штаты, как Калифорния, в силу своих законов и требований к качеству топлива все равно откажутся его покупать. Кстати, в той же Калифорнии усиливается процесс по наращиванию производства биодизеля. Яркий пример — НПЗ Martinez (161 тыс. б/с), который закрылся в прошлом году, сегодня переоборудуют для создания биодизеля. То же самое сделают и с НПЗ в Родео (120 тыс. б/с).

Американские НПЗ сегодня наращивают объем продаж топлива за рубеж, поскольку им это выгодно. Наказать их запретом экспорта, конечно, можно. Но тогда нефтеперерабатывающим заводам придется проводить модернизацию, чтобы производить топливо с соблюдением всех требований к качеству для каждого отдельного штата. Вашингтон на подобные задачи никаких субсидий нефтепереработчикам не выделяет. В подобных условиях некоторым компаниям будет проще закрыться, что еще больше усилит дефицит топлива. Даже если они все-таки найдут время и деньги на модернизацию, конечная цена производимого ими бензина и дизеля вырастет еще больше.

Белый дом провалил попытку возродить «ядерную сделку» с Ираном, полной отмены санкций против Венесуэлы не анонсируется, как и по отношению к нефтегазу из РФ. Это значит, что дешевой тяжелой нефти американские НПЗ пока не увидят, следовательно, нет стимулов для уменьшения цены производимого ими топлива.

Впрочем, с легкими сортами нефти все тоже непросто. Собственную добычу Вашингтон продолжает давить «зеленой» повесткой и отменой субсидий. Ждать того, что страны ОПЕК зальют рынок США дешевой нефтью, не приходится. Генеральный секретарь картеля Мохаммед Баркиндо в ответ на требования Байдена нарастить добычу нефти, заявил, что организация и так это делает, причем согласно ранее намеченному плану, а вот США — крупнейший нефтедобытчик в мире — быстро увеличивать объемы не торопится (по данным Минэнерго США с января по июнь 2022-го добыча увеличилась с 11,6 млн б/с до 11,9 млн б/с).

Нефтегаз Соединенных Штатов может и рад бы это сделать, но биполярное расстройство Вашингтона этому сильно мешает. Белый дом «распаковывает» стратегические запасы нефти, чтобы «вбросить» ее на мировой рынок, а потом рассуждает о возможном запрете экспорта нефти. Власти США требуют от НПЗ увеличивать производство топлива, но тут же грозят уменьшить их доходы за счет ограничения экспорта топлива.

Белый дом слишком часто меняет мнение и увлекается политическим популизмом. Это видно не только на примере потенциальных запретов экспорта топлива или нефти. На днях Байден обратился с призывом к Конгрессу ввести налоговые каникулы на бензин. На практике это больше популизм, чем решение проблемы. Во-первых, каникулы будут временными (скорее всего, после выборов в ноябре они перестанут действовать). Во-вторых, на общефедеральном уровне такая мера мало что изменит. Общефедеральный налог с топлива в США — это около 18 центов с одного галлона. Зато в каждом штате есть свои налоги на бензин, которые варьируются от 18 до 60 центов за галлон. Учитывая массовую закредитованность, экономические проблемы и огромные долги штатов, вряд ли местные власти захотят отменять такой налог. Об этом в Белом доме молчат. Для администрации Байдена сегодня важнее инфоповод и пиар, а не долгосрочная стратегия.

#Аналитика #Илья Круглей
Подпишитесь