Posted 23 июня 2022,, 09:37

Published 23 июня 2022,, 09:37

Modified 17 сентября 2022,, 07:51

Updated 17 сентября 2022,, 07:51

Энергетика на ПМЭФ-2022: от анекдотов до библейских образов

23 июня 2022, 09:37
Какого-то общего знаменателя у ПМЭФ-2022, пожалуй, не было — он разбился на локальные сюжетные линии, пусть иногда и чрезвычайно важные

Петербургский международный экономический форум даже после 2014 года оставался по большему счету частью глобалистской повестки и одним из ее мероприятий, своеобразным «Давосом на минималках». В выступлениях представителей России — при общих ритуальных фразах о суверенитете и многополярности — обычно рефреном проходила мысль, что именно наша страна остается последним защитником истинного традиционного глобализма, попираемого США. Можно вспомнить хотя бы речь Владимира Путина на ПМЭФ-2019, в разгар трамповских тарифно-экономических войн «всех против всех»: «Необходимо адаптировать к современным реалиям систему мировой торговли и повысить эффективность работы Всемирной торговой организации. Не ломать, а наполнить новыми смыслами и содержанием другие международные институты […] Большая ошибка американских финансовых властей и политических центров — сами подрывают свои преимущества, появившиеся во время создания Бреттон-Вудской системы. Доверие к доллару падает просто».

Ситуация специальной военной операции на Украине и ее международный контекст, казалось бы, дали надежду, что очередной форум пройдет под знаменем формирования принципиально новой повестки, если не антиглобалистской, то уж точно альтерглобалистской, подобно Международному экономическому совещанию в Москве 1952 года. Ожидания эти скорее не оправдались. Какого-то общего знаменателя у ПМЭФ-2022, пожалуй, не было — он разбился на локальные сюжетные линии, пусть иногда и чрезвычайно важные, как, например, восстановление Донбасса. Можно было ожидать, что все линии скрепит, разовьет, подытожит и продлит в будущее президент, но он в своем выступлении если и сказал что-то новое, то в основном по части внутренней социально-экономической политики. Правда, смерть старого глобализма он все-таки констатировал и обозначил стремление России к «ответственному лидерству» в новом, читай, альтерглобальном порядке.

Локальные сюжеты, однако, сами по себе достойны внимания. Особенно прямо или косвенно связанные с топливно-энергетической проблематикой.

Восточные купцы

Резонансным получилось участие в ПМЭФ делегации торгово-инвестиционной палаты Афганистана. Лишь самый ленивый не отметился иронией на тему того, что талибы запрещены на территории России (все, заветная фраза прозвучала), но при этом присылают сюда своих гонцов. Многие наблюдатели сочли, что обе стороны всего лишь дразнят подобным образом США.

Истинная мотивация, надо полагать, все же чуть сложнее. Затертая до дыр банальность, но тем не менее напомним: Афганистан — и обильная кладовая ценных элементов таблицы Менделеева, и важнейшее звено евразийской логистики, включая трубопроводную. Так, сейчас в очередной раз реанимирован многострадальный проект газопровода ТАПИ. Две недели назад Афганистан посетила делегация из Туркмении, возглавляемая исполнительным директором консорциума TAPI Pipeline Company Ltd. Мухаммедмурадом Амановым. На переговорах с главой Минпромторга и главами департаментов МИД, Минфина и Минсельхоза были обсуждены вопросы налогообложения и выделения земельных участков по маршруту планируемого прохождения трубы, после чего Аманов заявил о принципиальной готовности к началу работ, а Министерство горной промышленности и нефти анонсировало начало работ к осени.

Россия и новая афганская власть неоднократно заявляли о взаимном желании сотрудничать в реализации проекта. В июле прошлого года Сергей Лавров упомянул о заинтересованности России в доведении ТАПИ до ума. Придя в августе к власти, (запрещенные в РФ) талибы подтвердили, что также заинтересованы в этом. В марте-2022 о положительном отношении России к ТАПИ и желании участвовать в его строительстве сказал посол России в Туркмении Александр Блохин: «Строительство этого газопровода никак не ущемляет интересы Российской Федерации. На территорию Туркменистана, где трубопровод уже проложен, трубы поставляли наши российские компании — это был проект на $300 млн. В данной ситуации талибы публично заявили о том, что они поддержат этот трубопровод и готовы обеспечить его безопасность». В мае желание сотрудничать озвучил уже временный поверенный в делах Афганистана в Москве Джамал Насир Гарвал: «Мы очень хотим, чтобы работа по проекту ТАПИ продолжалась, чтобы наше сотрудничество в рамках проекта продолжалось». Также дипломат транслировал готовность своего правительства закупать в России нефть и газ.

Уже в ходе форума замглавы ТПП Афганистана Мирвайс Хотак заявил о планах делегации закупить два миллиона тонн российской пшеницы и пять тысяч тонн нефти, а также о переговорах с российскими нефтегазовыми компаниями на предмет сотрудничества. Главу ТПП РФ Сергея Катырина пригласили посетить в Кабул, а он, в свою очередь, пообещал при благоприятных впечатлениях от будущей поездки рекомендовать этот маршрут российским инвесторам и предпринимателям. Был анонсирован скорый визит в Россию министра торговли Афганистана Нуриддин Азизи. С учетом слов кремлевского пресс-секретаря Дмитрия Пескова о неготовности России в ближайшее время официально признавать кабульскую власть, торгово-экономические и, в частности, топливно-энергетические контакты будут пока прелюдией и подготовительным базисом политических.

Визит другого гостя из региона Большого Ближнего Востока, министра энергетики Саудовской Аравии принца Абдель Азиза бен Салмана Аль Сауда был связан с энергетической тематикой уже самым прямым образом, что следует из самой должности визитера. Более того, ни с чем другим он особо связан и не был. Августейшая особа, не заявленная в основную программу мероприятий ПМЭФ, прибыла на берега Невы специально для встречи с российским вице-премьером Александром Новаком. Комментарии принца-министра относительно встречи были не по-восточному лаконичны, но по-восточному изворотливы. Когда журналисты спросили его, какая погода в Эр-Рияде, он ответил: «Хорошая». На следующий же вопрос, какая погода в российско-саудовских отношениях, последовал ответ: «Такая же, как в Эр-Рияде».

Агентство Bloomberg, комментируя эти переговоры, напомнило: «Поездка принца Абдель Азиза состоялась за месяц до того, как президент США Джо Байден собирается посетить Саудовскую Аравию, чтобы улучшить отношения и добиться увеличения добычи нефти, чтобы снизить рекордно высокие цены на бензин внутри страны. Организация стран-экспортеров нефти и ее союзники во главе с Саудовской Аравией и Россией договорились ранее ускорить постепенное увеличение добычи нефти в июле и августе, и администрация Байдена приветствовала этот шаг.

Тем не менее, ОПЕК+ сохранила Россию, которая изо всех сил пытается держать уровень добычи в условиях санкций, в центре альянса. Остается неясным, отреагируют ли Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК на просьбу США увеличить прокачку после августа, что может оттолкнуть Москву. Россия «продолжает быть частью» партнерства производителей нефти и «продолжает выполнять свои обязательства», заявил [генсек ОПЕК] Баркиндо в Лондоне».

Очевидна саудовская ставка на поиск нового места в новом мире и лавирование, к своей выгоде, между другими международными игроками. Никаким союзником или стратегическим партнером Москвы ни при какой погоде Эр-Рияд, разумеется, не является, но и быть бессловесным вассалом Вашингтона желанием не горит. На энергетическом примере это как раз хорошо видно.

… И другие официальные лица

Александр Новак на ПМЭФ не только проводил полезные встречи, но и выступал с аналитикой касаемо текущих дел на российском и мировом топливно-энергетическом рынке. Приведем некоторые наиболее значимые его мысли, прогнозы и оценки.

Александр Валентинович сказал, что добыча российского газа в России в этом году может упасть примерно на 4-5%: «По газу у нас частично идет сокращение в этом году объемов добычи, примерно на 4-5%. Но тем не менее, если у нас прошлый год был 762 млрд кубометров, рекордные цифры, то 5% — это все равно будет 730-750 млрд».

По словам вице-премьера, высокие мировые цены на газ сохранятся как минимум в течение нескольких лет. Он допустил серьезные отопительные проблемы в Европе в осенне-зимний период — Старому Свету требуется закачать до него еще 40-45 млрд кубометров газа. При этом увеличиваются поставки в Европу российского СПГ. Все это влетает в еврокопеечку — из-за своих решений об эмбарго, вызвавших рост цен, страны Европы в 2022-м переплатят России за газ до €400 млрд.

Большинство экспортных поставок «Газпрома» сейчас оплачивается в рублях: «Те, кто изъявил желание и волю, те перешли [на оплату в российской валюте]. Это большая часть, я думаю, если брать от общего объема, […] примерно 90–95% от объема поставок». Вообще мировые экспортеры стали понимать снижение надежности доллара и стараются постепенно переходить на расчеты в национальных валютах.

В нефтяной сфере, однако, переход на рублевую оплату сделок пока не планируется. Это связано с тем, что, в отличие от трубопроводного газа, отечественная нефтяная отрасль представлена большим количеством экспортеров, а доля долгосрочных контрактов заметно меньше, чем в газовом; часто в договорах фигурирует один-единственный танкер, и компании сами определяют валюту платежа. «Рынок достаточно либерализованный, гораздо сложнее реализовать такой механизм. Но действует механизм обязательной продажи части валютной выручки», — подытожил тему Новак.

Чиновник сообщил, что экспорт российской нефти за первые пять месяцев этого года увеличился на 12% и продолжает расти прямо сейчас: «Экспорт нефти по сравнению с прошлым годом увеличился на 12% за пять месяцев, и в текущем моменте экспорт выше, чем в прошлом году. Связано это в том числе со снижением объемов переработки, переконфигурацией наших НПЗ. Это означает, что наши нефть и нефтепродукты востребованы сегодня в мире». При этом вероятный дефицит предложения на рынке «черного золота» сделает вновь востребованной иранскую и венесуэльскую нефть; их вывод из-под политических ограничений увеличит суточную мировую добычу на 2 -2,5 млн баррелей.

Отметим также, что на встрече с турецкой делегацией Новак высоко оценил Турцию как торгово-логистический хаб для поставок товаров из России и в Россию. Очевидно, Москву вполне устраивает роль, отвоеванная и регулярно подтверждаемая Анкарой: многовекторность в любом конфликте и геополитическом пасьянсе с получением выгоды от всех сторон и при любом сценарии. Саудовская Аравия стремится как раз к чему-то подобному, пусть и в чуть более скромных масштабах.

Ярким и образным получилось выступление главы «Газпрома» Алексея Миллера. Его фоном был очередной кризис в поставках российского голубого топлива европейцам. Суточные объемы прокачки газа по трубопроводу «Северный поток» снизились с 167 до 100 млн кубометров из-за того, что канадская компания, ремонтировавшая газовую турбину Siemens, отказалась возвращать турбину из-за санкций. Чуть позже «национальное достояние России» остановило эксплуатацию ещё одной такой же турбины на компрессорной станции «Портовая», после чего объём прокачки упал вообще до 67 млн кубометров. Европейцам пришлось включить мобилизационную риторику — немецкий министр экономики Германии Роберт Хабек в своем Twitter заявил, что настало время экономить на потреблении энергии, и помогает каждый киловатт-час.

«Конечно, „Газпром“ снижает объемы поставок газа в Европу, вчера публиковали статистику за первые пять с половиной месяцев. Да, у нас снижение поставок в Европу на несколько десятков процентов. Только вы знаете, цены-то выросли не на десятки процентов, а в несколько раз. Поэтому, если я скажу, что мы ни на кого не в обиде, то я не покривлю душой», — дал волю иронии Алексей Борисович.

Миллер констатировал проблемы, с которыми сталкивается мир: «шоки» в ценах на газ, сверхвысокую сырьевую волатильность, столь же высокую инфляцию. Одной из причин кризиса стал «третий энергетический пакет», убравший привязку газовых цен к котировкам нефти.

Тектонические изменения на сырьевых рынках — часть смены экономических парадигм, в частности, отмирания Бреттон-Вудской системы-2. Миллер проиллюстрировал это анекдотом: «У мужчины болит нога, он приходит консультироваться к хирургам. Первый говорит: „Надо как можно быстрее ее ампутировать“. Второй говорит: „Да, как можно скорее“. Он приходит к терапевту, а тот: „Нет, ампутировать не надо“. „Как же так? Все говорят, что надо“ — „Нет, не надо, она сама отсохнет“».

Алексей Борисович отметил рост спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе на российский сжиженный газ и вообще умножающуюся значимость рынка АТР. (Об этом, кстати, говорили и другие спикеры — глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил, что нужно не снижать добычу нефти из-за выпадения ряда контрагентов, а перенаправлять поставки в Азию, глава же «Газпром нефти» Александр Дюков сказал, что уже сейчас более половины нефтепоставок идет на азиатский рынок). Доказывая тезис на практике, «Газпром» и CNPC (Китайская национальная нефтегазовая корпорация) заключили техническое соглашение по «дальневосточному» маршруту поставок российского газа в Поднебесную. Также на ПМЭФ был подписан ряд соглашений, касающихся внутрироссийской деятельности «Газпрома»: внедрения отечественных технологий и оборудования, строительства и развития инфраструктуры, развития газоснабжения и газификации в регионах.

Запомнилось и выступление главы «Роснефти» Игоря Сечина, который назвал санкции Запада против российской нефти «энергетическим самоубийством». «Санкционная вакханалия» привела к тому, что из-за решений ЕС в энергетической сфере французские, германские и итальянские инвесторы уже потеряли суммарно около $1,6 трлн, Европа стала местом с самой высокой стоимостью энергии в мире («в Германии индекс цен производителей в апреле 2022 года вырос на 33,5% по сравнению 2021 годом, там же затраты на энергию возросли на 87,3%»), впавшей в состояние социальной деградации. Антироссийские санкции фактически привели к безвременной кончине идеи «зеленого перехода», несмотря на бравурные речи ее сторонников. Рост цен на энергоносители нанес тяжелые экономические увечья сталелитейщикам, производителям аммиака и удобрений.

Ход событий, чрезвычайно неблагоприятный для Европы, по словам Игоря Ивановича, тем более катастрофичен для беднейших стран Азии, Африки и Латинской Америки и развивающихся стран, не располагающих доступными энергоресурсами. Рост цен на эти ресурсы в перспективе обернется голодом. Санкционная политика Запада оборачивается банальным расизмом «золотого миллиарда» по отношению к остальным.

Сравнив происходящее с библейским потопом, Сечин зажег городу Петербургу и остальному миру лучик надежды в виде «Ноева ковчега мировой экономики» — проекта «Восток Ойл» на Таймыре, где «Роснефть» планирует в год добывать 115 млн тонн нефти. «Россия с ее энергетическим потенциалом и портфелем первоклассных проектов, таких как „Восток Ойл“, может обеспечить долгосрочные потребности мира в доступных энергоресурсах и, безусловно, и есть этот спасительный ковчег», — сказал глава «Роснефти».

При всей возможной «мимоходности» этого образа, просто как риторически красивого, нужно признать, что перемены и потрясения, с которыми сейчас сталкивается мир, действительно удобнее всего описывать при помощи библейских аллюзий.

***

Уже после своего окончания ПМЭФ аукнулся в энергетической сфере довольно неожиданным образом. Дело в том, что самый, пожалуй, почетный зарубежный гость форума, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сделал за время, проведенное в Петербурге, несколько неприятных и чувствительных для принимающей стороны заявлений: что Казахстан намерен соблюдать режим западных санкций против России, зато не намерен признать ДНР и ЛНР (Токаев назвал их «квазигосударственными территориями», сравнив с Косово и Тайванем) и «вечно служить и кланяться в ноги России» за помощь во время январских беспорядков, тем более что помогла тогда и не Россия вовсе, а ОДКБ.

Неизвестно, в какой степени тон и содержание токаевских спичей оказались сюрпризом для организаторов форума, но буквально на следующей день стало известно о приостановке отгрузки казахстанской нефти в порту Новороссийска на неопределенный срок. Официальная причина — найдены мины времен Великой Отечественной войны, требующие обезвреживания. Вскоре появилась информация об ответной блокировке Казахстаном 1700 вагонов с российским углем, впрочем, опровергаемая комитетом транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития страны.

Можно лишний раз убедиться: в современном мире почти все значимые политические вопросы и процессы если связаны так или иначе с энергетикой изначально, то в своем развитии на определенном этапе так или иначе в нее упираются.

"