Posted 20 июня 2022, 11:10
Published 20 июня 2022, 11:10
Modified 17 сентября 2022, 07:51
Updated 17 сентября 2022, 07:51
Правительство может скорректировать размер выплат нефтяникам из бюджета по демпфирующему механизму для цен на топливо с учетом дисконта, с которым сейчас поставляются на экспорт российские нефтепродукты, сообщает «Коммерсант». Минфин, уже заплативший в этом году компаниям более 1 трлн руб. из бюджета, хочет сократить эти расходы. Однако нефтяники и эксперты опасаются, что резкая корректировка демпфера разбалансирует ситуацию на внутреннем топливном рынке, пишет газета.
На этой неделе, как стало известно «Коммерсанту», правительство проведет совещание по вопросу корректировки топливного демпфера, на чем настаивает Минфин. Собеседники газеты поясняют, что исходно министерство предлагало его полностью отменить, но резко против выступили Минэнерго и крупнейшие нефтяные компании. Поэтому компромиссным вариантом может стать сокращение платежей.
В рамках демпфера государство доплачивает нефтяникам, если экспортная цена на топливо превышает индикативную (фиксированную) цену внутреннего рынка (55,2 тыс. и 52,25 тыс. руб. за тонну для бензина и дизтоплива соответственно). В обратном случае в бюджет доплачивают компании.
Механизм призван защищать рынок от резкого колебания цен на нефть, но в условиях санкций и отрыва котировок российской нефти и нефтепродуктов от мировых бенчмарков его работа стала вызывать вопросы.
Конкретного плана у Минфина по изменению демпфера пока нет, но рассматривается несколько вариантов. Один из них предусматривает учет дисконтов при оценке экспортного нетбэка. Но, поясняет глава «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов, такую систему сложно реализовать из-за отсутствия общерыночных индикаторов, которые отражали бы размер дисконта, который варьируется в зависимости от компании и направлений поставки.
По мнению собеседников «Коммерсанта» в нефтекомпаниях, в случае отмены демпфера прежде всего пострадают независимые розничные сети, на которые приходится около половины всех АЗС в России.
Сейчас маржа реализации топлива на АЗС является рекордной (поскольку оптовые цены на топливо упали, а розничные постепенно растут), однако предыдущие полтора года заправки в основном работали в ноль или даже в убыток, так как государство сдерживало цены. Кроме того, в цене топлива пока и близко не учтен текущий уровень инфляции, которая сейчас превышает 16%. Резкая отмена демпфера может привести к тому, что независимым АЗС придется ускоренно повышать цены на топливо.
В Минфине, ФАС и СПбМТСБ ситуацию комментировать не стали. В Минэнерго отметили, что демпфер эффективно работает на сдерживание роста топливных цен на внутреннем рынке: за последние несколько месяцев рост конечных розничных цен был гораздо ниже уровня инфляции. Минэнерго рассчитывает на дальнейшую успешную работу этого механизма.
По словам старшего аналитика «Петромаркета» Марии Арье, Минфин за январь–май уже заплатил по демпферу 1,067 трлн рублей, что на 57,5% превышает уровень выплат за весь 2021 год. Тем не менее, говорит эксперт, демпфер продолжает доказывать свою эффективность, полностью компенсируя производителям текущий дисконт в оптовых ценах на топливо относительно реальной экспортной альтернативы для бензина и практически полностью — для дизтоплива.