Posted 14 июня 2022,, 07:46

Published 14 июня 2022,, 07:46

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Нефть и газ в мае 2022

14 июня 2022, 07:46
Ежемесячный обзор нефтяного рынка и нефтегазовой отрасли

Рынок нефти. О нефтяном эмбарго ЕС или о том, где предел роста цен на нефть

В мае темпы роста цен на нефть только усиливались. Так, за пятый месяц 2022 года цена марки Brent выросла ещё на 7,5%, до $115,6 за баррель. О том, что нефть ещё в начале года стоила дешевле $100 за баррель, мировой рынок, похоже, забыл. В свою очередь, цена техасской WTI в мае показала весьма уверенные темпы роста и подорожала за месяц на 9%, до $114,57 за баррель. Дисконт цены WTI к цене Brent в мае, как видим, резко сократился, ненамного превышая $1.

Нефтяной альянс ОПЕК+ в мае не спешил резко наращивать добычу несмотря на давление со стороны США на Саудовскую Аравию и ОАЭ с требованием снизить цены. Однако отказ тех же самых США вместе с Канадой и Великобританией импортировать российскую нефть, а также перебои с предложением топлива в ряде нефтедобывающих стран привели к тому, что отставание добычи нефти ОПЕК+ от ранее запланированных уровней достигло 2,6 млн баррелей в день, что соответствует, по оценкам МЭА, примерно 3% мирового спроса на нефть. Кроме того, на нефтяной рынок весь май давило ожидание утверждения шестого пакета санкций Евросоюза против России, включающего в том числе эмбарго на российскую нефть. А полный отказ ЕС от импорта российской нефти привел бы к тому, что в России сократилась бы добыча нефти на 2,5-3 млн б/с, так что дефицит предложения нефти в мире стал бы ещё острее.

При этом крупнейшие американские производители сланцевой нефти пока не в состоянии резко увеличить добычу нефти, хотя они планируют это сделать уже в 2023 году, а отказ США от строительства совместного с Канадой нефтепровода KeystoneXL является ещё одним фактором дефицита нефти и нефтепродуктов в США, что также находит отражение в ценах на нефть.

В свою очередь, спрос на нефть со стороны азиатских стран, экономика которых очень быстро восстанавливается после пандемии коронавируса, является весьма важным фактором в поддержании высоких цен.

Тем временем ОПЕК+ в июне удивил мировой нефтяной рынок неожиданным решением. На очередной встрече ОПЕК+, состоявшейся 2 июня, страны-участницы нефтяного альянса решили увеличить добычу нефти в июле не на 432 тыс. б/с, как ранее, а на значительно большую величину — на 648 тыс. б/с. В ОПЕК+ пояснили своё решение быстрым восстановлением мировой экономики после пандемии коронавируса и более высокими, чем ожидалось нефтяным альянсом ранее, темпами восстановления спроса на топливо, связанными с активизацией поездок и путешествий.

В некоторых западных СМИ по итогам встречи ОПЕК+ появились предположения, что такое незапланированное увеличение добычи странами-участницами альянса является результатом давления на страны ОПЕК, прежде всего на Саудовскую Аравию, со стороны США. Однако если присмотреться внимательно к величине, на которую в июле ОПЕК+ увеличит добычу, то можно заметить, что она всего на 216 тыс. б/с превышает величину, на которую ОПЕК+ увеличивает добычу в июне и увеличивал в мае. И это ещё без учёта недовыполнения ОПЕК+ более мягких квот и возможного нефтяного эмбарго ЕС против России.

То есть увеличение добычи ещё на дополнительные 216 тыс. б/с является скорее уступкой Китаю и Индии, чтобы увеличить спрос со стороны этих крупных потребителей нефти, а не США, которые были разочарованы решением о слишком небольшом увеличении производства нефти в июне.

«США ожидали от ОПЕК+ большего», — раздражённо писали обозреватели The Financial Times по итогам встречи стран-участниц альянса 2 июня. Такое раздражение неудивительно: попытки США и некоторых других потребителей чёрного золота распродавать нефть из стратегического резерва приводят только к истощению самого резерва, а попытки создать новый «ОПЕК» из стран-потребителей нефти тоже ни к чему не приведут, если только к этому «картелю потребителей» не присоединятся Индия и Китай, а они присоединяться даже не намерены, так как всегда могут купить нефть с дисконтом.

Опасения нефтяного рынка о том, что ЕС всё-таки введёт эмбарго на российскую нефть, частично подтвердились в конце мая, когда Евросоюз, хотя с огромным трудом и ценой значительных уступок отдельным странам, но всё-таки согласовал частичное нефтяное эмбарго против России. Эмбарго вступит в законную силу через полгода после даты официального вступления в силу шестого пакета санкций (эта дата пришлась на 3 июня) и не затронет российскую нефть, которая поступает в ЕС по нефтепроводу «Дружба». Скорее всего, Брюсселю в итоге пришлось пойти на уступки Венгрии и Словакии, в наибольшей степени обеспокоенным последствиями для своих экономик отказа от трубопроводной нефти из России.

Для России даже частичное нефтяное эмбарго будет неизбежно означать сокращение добычи нефти, однако это сокращение вряд ли сможет существенно ухудшить положение дел в российской нефтяной индустрии и в российской экономике в целом. На Западе принято считать, что из всех крупных российских компаний наибольший ущерб эмбарго нанесёт ЛУКОЙЛу (поскольку нефть государственных компаний «Роснефти» и «Газпром нефти» уже находится под санкциями ЕС, и эти компании успешно перенаправляют свои экспортные потоки в Азию, причём «Роснефть» из всех российских НК до сих пор являлась самым крупным поставщиком нефти в Китай). А «Татнефть» и принадлежащая «Роснефти» «Башнефть» поставляют нефть в Европу преимущественно по нефтепроводу «Дружба», которая исключена из эмбарго. Однако в ЛУКОЙЛе не считают, что эмбарго нанесёт ему непоправимый ущерб.

Так, вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун в интервью российским деловым СМИ даже предложил заранее сократить добычу нефти по всей России на 30% от уровней 2021 года, чтобы избежать затоваривания танкеров, с одной стороны, и с другой — получать дополнительные нефтегазовые доходы от цен на нефть, которые резко увеличатся.

По нашим оценкам, сокращение добычи нефти Россией на 30% может означать, что с мирового рынка уйдёт 2,8 млн б/с. Это очень существенная цифра. Напомним, что на примерно такую величину ОПЕК в 2008 году сократил добычу нефти, чтобы сдержать обвальное падение цен.

В этом случае, по нашим прогнозам, нефть Brent может подорожать до $150-160 за баррель, превысив максимумы 2008 года, а Россия будет получать доходы, перенаправив экспортные потоки из ЕС в Китай, Индию и другие азиатские страны. Рост цен на нефть в этом случае может обеспечить России уже в 2022 году 1,5 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов вместо ожидаемых Минфином РФ доходов в 1 трлн руб.

Для России изменение географии экспорта, конечно, создаст ряд проблем с точки зрения инфраструктуры и логистики, однако в долгосрочном аспекте это может обеспечить выигрыш не только за счёт роста цен, но ещё и сотрудничества с более надёжными потребителями. Индия и Китай, по оценкам ОПЕК, уже в 2025 году смогут обеспечить совместно более 30% мирового спроса на нефть. Отметим также, что ещё в 2012 году Россия экспортировала в ЕС почти 70% от совокупного экспорта нефти, но за последние десять лет доля экспорта российской нефти в ЕС сократилась до 47%. При этом 30% от совокупного экспорта нефти Россия в 2021 году поставила в Китай. Кроме того, у России есть возможность нарастить экспорт в остро нуждающуюся в дополнительных поставках нефти Индию, которая ранее импортировала из России всего 45 тыс. баррелей в день.

Разумеется, Индия и Китай будут покупать российскую нефть с большим дисконтом, вплоть до 40-50% к биржевой цене барреля Urals, но если цена нефти сегодня составляет $120 за баррель, то продажа с дисконтом по цене в $60-70 за баррель как раз укладывается в рамки того самого комфортного для производителей и потребителей коридора, о котором ранее говорили в ОПЕК+.

России не так важно, кому конкретно продавать нефть, если она пользуется спросом во всём мире, более важно, чтобы потребитель оказался не таким непредсказуемым, как страны коллективного Запада.

Тем временем на Западе, особенно в США, сильно обеспокоились потенциальным ростом цен на нефть до максимумов 2008 года. Напомним, что 4 июля 2008 года (как раз в национальный праздник США День независимости!) был зафиксирован исторический рекорд роста цены Brent в $143,95 за баррель. В текущем году цены на нефть не достигли такого уровня — они пока находятся на уровнях 2012 года, однако к концу 2022 года, когда нефтяное эмбарго ЕС вступит в силу, рост цены до максимумов 2008 года уже не выглядит фантастическим.

Эксперты глобальных инвестбанков, например, инвестиционного банка Goldman Sachs, ожидают, что Brent подорожает до $140 за баррель уже в третьем квартале 2022 года.

Можно отметить, что с 2020 года Goldman Sachs выступает с представляющимися сначала весьма радикальными «бычьими» прогнозами по нефти, но до сих пор прогнозы этого инвестбанка сбывались.

Министр финансов США Джанет Йеллен на состоявшейся в начале июня встрече министров финансов G7 предложила странам «семёрки» пересмотреть решение ЕС о нефтяном эмбарго против России, которое в силу ещё не вступило, заменив эмбарго на сохранение морских поставок российской нефти в ЕС, но при условии продажи нефти с существенным дисконтом к цене. Хотя коллеги Йеллен поддержали это предложение, реакции Брюсселя на него пока не последовало. Вероятно потому, что чиновники ЕС, да и не только ЕС, пока плохо себе представляют, как такой дисконт будет работать на практике.

Реализация такого предложения Минфина США должна будет означать, что ЕС будет централизованно осуществлять закупки нефти у России. А сделать это очень непросто, так как в одни страны (прежде всего, в страны Восточной Европы) нефть поставляется по трубопроводу на основе долгосрочных контрактов, а в другие — по морю.

Таким образом, попытки Брюсселя пересмотреть под давлением США механизмы заключения контрактов отдельных стран ЕС с Россией может снова вызвать сопротивление Венгрии и других стран, не готовых отказаться от трубопроводной нефти.

Так что, похоже, попытки США предотвратить неизбежное продолжение роста цен на нефть не увенчаются успехом. Мы считаем, что и в июне цена Brent может колебаться в широком коридоре $105-125 за баррель.

Возобновляемая энергетика. Без России — никуда: почему план ЕС по отказу от российских углеводородов обречён на провал

Еврокомиссия в процессе обсуждения в ЕС шестого пакета антироссийских санкций представила очередной план отказа от российских углеводородов до 2027 года под броским названием «REPowerEU». Полный отказ от российских энергоносителей, согласно этому плану, обойдётся ЕС в €210 млрд, что сравнимо с размером ВВП Греции. Из этой огромной суммы 41% (€86 млрд) предполагается инвестировать в возобновляемые источники энергии и ещё 27% — в энергосберегающие технологии, около 4% — в строительство терминалов по приёму сжиженного природного газа.

Доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе ЕС должна будет увеличиться к 2030 году до 45%, а мощности электростанций, работающих на ВИЭ, удвоятся по сравнению с 2021 годом и составят 1236 ГВт.

На практике отказ от российских углеводородов выглядит совсем не так оптимистично, как на бумаге. Инвестиций в возобновляемые источники энергии может оказаться недостаточно, при этом даже не факт, что они окажутся эффективными, с учётом сильной зависимости ветровой и солнечной энергетики от природно-климатических факторов, а также от стоимости строительства таких электростанций. Не вполне ясно, как возобновляемая энергетика будет выдерживать пиковую нагрузку. А растущая инфляция в ЕС может привести к тому, что стоимость инвестиций в указанные возобновляемые источники энергии может оказаться очень заниженной через несколько лет, то есть энергопереход может обойтись ЕС гораздо дороже, чем в проекте Еврокомиссии.

Да и сами расчёты Еврокомиссии вызывают немало вопросов. В 2021 году ЕС получал из возобновляемых источников энергии только 20% от всей электроэнергии, произведённой в странах ЕС (включая гидроэнергетику, к которой у некоторых наиболее радикальных экологов есть немало вопросов).

Чтобы полностью заменить российский газ, который в энергобалансе ЕС составляет почти треть, мощность электростанций, работающих на ВИЭ, мало будет удвоить к 2030 году — увеличивать придётся в 3-4 раза, а если значительно сократить долю гидроэнергетики, то, возможно, понадобится не менее чем пятикратное увеличение генерирующих мощностей.

Мы не исключаем, что со временем ЕС, благодаря развитию новых технологий, решению вопроса о хранении избыточной электроэнергии, выработанной из ВИЭ, и снижению себестоимости выработки электричества из ВИЭ, действительно сможет вырабатывать электроэнергию за счёт только возобновляемых источников, но тогда «дедлайн» отказа от российских углеводородов должен приходиться точно не на 2030 год, а должен быть сдвинут как минимум лет на 10-15 вперёд. С учётом того, что биотопливо — тоже не вариант, поскольку потребует сокращения посевных площадей, можно сделать однозначный вывод: от российских углеводородов Европа в ближайшие десять лет не откажется, а её же собственное эмбарго на российскую нефть, которое вступит в силу в конце года, с лихвой компенсируется резким ростом спроса на российскую нефть сегодня.

Как сообщают западные СМИ, в преддверии нефтяного эмбарго против России европейские нефтетрейдеры в мае увеличили вдвое по сравнению с апрелем объём перевозок нефти из России в Европу.

Так что сегодня Европе без российских углеводородов — никуда.

Газовая отрасль. В рублях и без газа: последствия новой схемы оплаты для «Газпрома» и Европы

В мае из-за сезонного фактора, когда спрос на газ традиционно уменьшается, цены на нидерландском хабе TTF немного снизились, хотя снизились не слишком сильно, до $900-1000 за тысячу кубометров. Май в Европе выдался довольно холодным, да и обсуждение шестого пакета санкций против России нервировало газовый рынок, где опасения вызывало, что эмбарго может затронуть российский газ. Тем временем «Газпром» продолжал поставлять газ в Европу, но уже на новых условиях: с оплатой за газ через Газпромбанк и последующей конвертацией оплаты в иностранной валюте в рубли.

Пять стран (Польша, Болгария, Дания, Нидерланды и Финляндия) отказались оплачивать за российский газ в рублях. Для «Газпрома» это означает потерю около 10-13% общего объёма поставок по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, но зато он получает гарантированную выручку в рублях.

Хотя Нидерланды, один из крупных покупателей российского газа, продолжает покупать газ из России, но через посредников. Финляндия пока рассчитывает на плавучий терминал для приёма СПГ. Болгария, в свою очередь, рассчитывает на азербайджанский или турецкий газ, но местные власти не исключают возможности принять предложенные «Газпромом» условия. Другие «отказники» получают газ из Норвегии и Великобритании, но более сложный маршрут поставок делает себестоимость транспортировки газа более высокой, значит, будут расти и цены на газ для потребителей в этих странах.

В свою очередь, «Газпром» имеет возможность продавать трубопроводный газ по более высоким ценам в контрактах, чем годом ранее. Правда, отказ Нидерландов и Дании от российского газа (по крайней мере, отказ Нидерландов получать газ через российскую трубопроводную инфраструктуру) означает более низкую загрузку «Северного потока-1».

Тем не менее у «Газпрома» есть возможность беспрепятственно поставить «Северный поток-1» на плановый ремонт.

А новости о плановом ремонте российских газопроводов в Европе всегда вызывают рост цен на спотовом рынке.

"